История Перовского стеклозавода
Конец 18- начало 19 веков время бурного роста стекольного производства в России. Одним из центров развития стеклоделия стала Мещера, благодаря своим природным условиям. Залежи песков, пригодных для производства стекла, огнеупорной глины, близость известковых пород Окско-Цнинской гряды, богатейшие запасы древесины и водные ресурсы стали основой для развития здесь стекольной промышленности. Решающее значение имело так же наличие дармовой рабочей силы крестьянского населения, получавшего на тощих песчаных и подзолистых почвах скудные урожаи зерновых и вынужденного большую часть времени года заниматься отхожими промыслами.
Началось все с переноса после известного Сенатского указа 1754 года «О лесосбережении», из Можайского уезда во Владимирскую Мещеру Акимом Васильевичем Мальцовым своего стекольного завода, доставшегося в наследство от отца. Хрустальный завод начал свою работу в июне месяце 1756 года в урочище Шиворово на левом берегу речки Гусь в 10 верстах от сельца Никулино и в 230 верстах от Москвы. При фабрике Мальцов поселил заводских крепостных перевезенных из Можайского уезда в количестве 156 человек. Земли для производства и само село Никулино были куплены у сибирского драгунского полка поручика Николая Симоновича Абрамова. Сам Абрамов при сельце Никулино держал стекольную гуту, поэтому после небольшой реконструкции вскоре открылся и второй стекольный завод Мальцова при имении Никулино. Через четыре года на двух заводах Акима Мальцова уже работали около двухсот человек.
С начала 60-х годов 18 века число стекольных заводов в Центральной России возросло с 12 до 86. При этом резко возросла конкуренция. Особые требования к объему и качеству древесного топлива, особенности варки стекломассы в горшковых печах, наличие свободной рабочей силы, разбросанной по далеко отстоящим деревням, делали выгодным не укрупнение производства, а строительство мелких заводов близ этих деревень. Поэтому стекольные и хрустальные заводы стали расти как грибы по всей Мещере. Заводы производили различную продукцию: оконное, листовое, ламповое стекло, питьевую посуду, бутылки и стеклянные крынки и даже зеркала. Продукция пользовалась большим спросом у всех слоев населения, поэтому производство было выгодным. Стекольным производством стали заниматься и помещики, владевшие лесными угодьями, и купцы, и даже выходцы из крестьян.
Основная часть стекольных заводов, благодаря деятельности Акима Мальцова, была сосредоточена в начале 19 века во Владимирской губернии. Но его старший сын Сергей Акимович, после женитьбы в 1802 г. на вдове Анне Сергеевне Мещерской, начал строительство стекольных и хрустальных заводов и в Касимовском уезде Рязанской губернии. В 1811 году он запускает Курловский стекольный завод в Бутылицкой волости Касимовского уезда по выпуску оконного стекла и хозяйственной посуды, а в 1815 году в Суловской кромине, возле Тюшинского болота основал Перовский завод по изготовлению зеленого стекла. На Перовском заводе было 18 печей и 38 человек рабочих. Материалы для стекла закупались в Московской, Тульской, Владимирской, Казанской, Нижегородской и Рязанской губерниях. Стекло большей частью продавалось в Москве и на Нижегородской ярмарке.
В 1836г. завод изготавливал 1800 ящиков зеленого стекла на 100 000 рублей.
В 1837г. завод участвовал в Рязанской промышленной выставке. Конкуренция, экономическая ситуация начала 19 века, привели к тому, что часть мощностей завода была сдана в аренду, а потом и выкуплена купцом Комиссаровым. Так с 1837г. близ д. Перовой (Даманцево) уже числятся два завода: Мальцова и купца Комиссарова.
В 1848 году сын основателя завода Иван Сергеевич Мальцов – дипломат, государственный деятель, выдающийся русский промышленник, взявший курс на модернизацию и укрупнение производства на Гусевской хрустальной фабрике, продает завод князю Федору Ивановичу Варшавскому, который сначала сдал его в аренду касимовскому фабриканту Баташову, а затем, после 1861г. судогодскому купцу 2 гильдии Лазарю Андреановичу Барскову(род.1839г.).
Народная память в сельской местности имеет удивительное свойство не угасать! Воспоминания передаются из уст в уста, остаются в названиях местечек, урочищ, ручьев, прудов. Проходят столетия, а память живет.
Когда я в 1998г. пришел директором в Перовскую среднюю школу –новостройку в деревню Перово – центральную усадьбу СПК «Перовский» - бывший колхоз им. Жданова, то впервые от школьников услышал названия местечек возле деревни: Перовский завод, Барский пруд, Барская беседка, Барская улица.
После бесед со старожилами, получения отрывочных сведений о Перовском заводе от сотрудников музея хрусталя им. Мальцовых, работы в архивах я понял, что все эти названия происходят не от слова БАРИН, а от фамилии владельца Перовского стекольного завода. Занимаясь сбором экспонатов для школьного краеведческого музея, я со своими следопытами проводил исследования осыпей в песчаных ямах на месте, где по рассказам старожилов находился Перовский завод. Обнаружилась масса интересных находок и главная из них – на донышках нескольких бутылок зеленого и белого стекла нами было обнаружено заводское клеймо «ЗЛБ». Разгадка пришла после моего знакомства с Дмитрием Павловичем Барсковым: «ЗЛБ» - это заводское клеймо изделий «Завода Лазаря Барскова».
Лазарь Андрианович Барсков родился в Судогде в 1839 году. Был купцом 2 –ой гильдии. В пору расцвета своей деятельности с начала 60-х годов 19 века занимался стекольным производством. Взяв в аренду Перовский стекольный завод, находившейся в 3-ех верстах от села Палищи с церковью Ильи-Пророка - на краю старо-рязанского тракта, Лазарь Андрианович здесь и поселился. Дом его был окружен большим садом. Перовский завод находился в полутора километрах на северо-запад от деревни Перово на берегу большого пруда. От дома Лазаря Андриановича была проложена дорожка, вымощенная кирпичем, ведущая к пруду. Посреди пруда на дубовых сваях располагался настил с беседкой, в которую можно было попасть по мосткам с перилами.
В д. Перово, в доме близ завода 19 марта 1863 г. у Лазаря Андреановича родился сын Яков, ставший в последствии историком при дворе Александра III, педагогом, общественным деятелем. Яков был крещен в Ильинском Храме села Палищи. Тогда относившийся к Судогодскому уезду Владимирской губернии. Впоследствии вся эта местность была отнесена к Касимовскому уезду Рязанской губернии.
В списках населенных мест Рязанской губернии за 1869 год указано: «Перовская стеклянная фабрика при пруде, 95 верст от Касимова, 40 верст от Тумы Николаевской».
Мои исследования показали, что заводской пруд был проточным, соединялся с системой каналов и болотных озер с рекой Сорокой, впадающей в озеро Лихарево . Через это озеро и реку Пру можно было попасть в Оку.
Именно таким водным путем на узких досчатых лодках вывозилась стеклянная продукция завода в Москву и Нижний Новгород.
Благодаря заботам Лазаря Андриановича Перовский завод начал развиваться. Если раньше производство стекла было прерывистым и варка стекла прекращалось на время заготовки дров и подготовки горшковых печей, то при нем производство стало вестись круглый год. Число рабочих на заводе возросло более чем в два раза и достигло 90 человек.
Расширился ассортимент изготавливаемой посуды. Изделия завода продавались в Москве, Воронеже и вывозились в Область Войска Донского.
Лазарь Андрианович проявлял заботу о жизни рабочих завода: строил для их семей дома, а для детей школу.
В сборнике статистических Сведений по Рязанской губернии за 1890г. написано: «Перовский стеклянный заводъ. Стоит въ 95 верстахъ от Касимова по Владимирскому тракту, близ д. Перовой, принадлежит купцу Барскому, который и проживает здесь. Для помещения рабочих и их семей имеется от господина Барского 27 бесплатных домов, в них проживает 55 семей рабочих и прикащиков. При заводе содержится владельцем школа».
Поэтому не удивительно, что Барсков оставил в наших краях по себе хорошую память, в отличие от вдовы Касимовского заводчика Баташова, которую называли Баташихой (Паташихой) за ее крутой нрав и скаредность.
В памяти народной сохранился анекдотичный случай, как возок Баташихи однажды застрял посреди большой лужи, после того как она за что-то накричала на мужиков, косивших неподалеку. Поэтому мужики не захотели возок вытаскивать из грязи и Баташихе пришлось идти на сухую дорогу задрав юбки.
В середине 90-х годов, когда сын Яков учился в Московском университете, Лазарь Андрианович стал катастрофически слепнуть, дела на заводе пошли плохо и Лазарь Андрианович разорился. Последние годы он доживал в семье сына.
Завод купца Барскова в переписи предприятий Рязанской губернии за 1897г. уже не значится. Указывается только стекольный завод И.П. Попова, имеющий оборот 60000 рублей в год. В начале ХХ века в России, в условиях экономического роста и развития крупных промышленных предприятий, завод был закрыт ( примерно в 1906-1910г.г.)
Как писал, в последствии, Яков Лазаревич Барсков : - Отец сначала был купцом 2-ой гильдии, потом мещанином и умер приказчиком на частной службе не оставив наследства.
В ограде Ильинского храма в Палищах похоронена Акулина Яковлевна Шелоумова. Памятник из красного гранита:
Акулина Яковлевна Шелоумова род. 13 iюня 1839г.
Скончалась 9 сентября 1903 г.
На другой стороне памятника – слова: «Господи, прими души раб твоих с миром.»
Рядом с могилой – плита из белого известняка.
Раньше памятник стоял в ограде с фундаментом из красного кирпича из металлической кованой решетки. Старожилы называют ее «барыней с Перовского завода». Интересно узнать чья она родственница? И кто с ней похоронен рядом?
Источники:
1. ГАРО. Ф.5. Оп. 3. Д. 993. Л. 69, 70, 73, 74; Оп. 3. Д. 1356. Л. 70, 71;
2. Баранович«Рязанская губерния» (1860)
3. «По Гусь-Хрустальному» (2003г.А.А. Чистяков , Н.Т. Пак, с.42)