Некрологи
21 августа после тяжёлой продолжительной болезни ушёл из жизни замечательный художник Роман Николаевич Аксёнов
Роман Николаевич родился 12 июля 1939 г. в селе Чернава в Рязанской области. В 1953 г., четырнадцатилетним пареньком, окончил фабрично-заводское училище Гусевского хрустального завода. Тайны мастерства работы со стеклом открывал ему высокопрофессиональный мастер - выдувальщик Пётр Григорьевич Староверов (1895-1957). В бригаде с этим замечательным мастером Аксёнов проработал три года. А когда стал работать самостоятельно и сам стал бригадиром, он набрал в свою бригаду молодых ребят - выпускников ФЗУ и уже через два месяца вывел бригаду в передовики производства, выполнив план на 140 процентов. За высокие показатели в труде Роман Аксёнов в числе первых пяти рабочих завода получил звание Ударника Коммунистического Труда.
Несмотря на достигнутые успехи, Роману хотелось большего: учиться, расти дальше, а любовь к рисованию, которая увлекала с детства, подсказала дальнейшую дорогу в жизни. В 1964 г. он поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище им.С.Г. Строганова, после окончания которого в 1969 году возвращается на родной завод уже в новом качестве - художником по стеклу. Аксёнов активно включается в работу над созданием новых, современных образцов для производства, способных украсить быт соотечественников. В работе помогли приобретённый опыт работы с материалом, владение секретами мастерства. Изучая творческое наследие прошлого, художник вносит в проекты массовых вещей собственное видение и понимание красоты, эстетики и функциональности бытовых предметов. Среди первых проектов, введённых в массовое производство - приборы для вина «Синь» (1969), «Нерль» (1970), сервиз Изморозь (1972). Новаторской работой стал сервиз Голубой» (1974), выполненный с использованием новой технологии, в основу которой положен принцип снятия внутреннего слоя по краю изделий. Удачное сочетание двух цветов - сине-голубого и чайного - давало многообразие оттенков и переходов в массе стекла.
В 1972 г. Роман Аксёнов становится членом Союза художников СССР. В 1973 г. в Московском Манеже состоялась республиканская выставка декоративного искусства, организованная Союзом художником РСФСР и рядом министерств. Гусевцы первыми в своём министерстве добились присвоения выпускаемым изделиям Государственного Знака Качества. Таким знаком был удостоен и представленный на выставке хрустальный набор «Масленица» Романа Аксёнова, предметы которого украшают искрящийся мелкий узор. Этот рисунок создает равномерное мерцание света на гранях, выявляя в серебристом блеске всю драгоценность бесцветного хрусталя. Удачной разработкой для массового производства стал комплект «Рубин» (1980), включающий фужеры, бокалы и рюмки для разных напитков. Приём глубокой спиральной грани, известный с начала XIX столетия, обрёл в нём современное звучание, остроту и свежесть. Художника увлекла работа в области создания многопредметных ансамблей из цветного хрусталя. Декоративен и по-праздничному наряден сервиз «Акварели» (1988), представленный в экспозиции Музея Хрусталя. Сочетание чистых, ярких цветов: сине-голубого, фиолетового и рубинового с нежной «бархатной» фактурой хрусталя даёт многообразие оттенков. Но особенно привлекают взгляд необычные формы предметов этого сервиза, дающие возможность различных вариаций использования одного и того же предмета. Такой приём не встречается в творчестве других художников, что говорит о новаторстве, оригинальности идеи.
Художники Гусевского завода стали авторами множества призов различных спортивных состязаний. Но самым первым из их числа был "Хрустальный конёк" Романа Аксёнова, который вручался победителям соревнований спортивных танцев на льду, проводимых газетой "Московские новости" в 1970-е годы. В 1989 г. Аксёнов стал автором приза VII Всероссийского фестиваля "Хрустальная лира", традиционно проходящего в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального. Оригинальные призы в форме оптической линзы, через которую просматривается гравированное изображение гуся с поднятыми в виде лиры крыльями - символа фестиваля - увезли с собой вокалисты из разных уголков Земли в России и за рубежом. В 1999 г. победителем конкурса на лучший приз международного фестиваля исполнителей русского романса, проходившего в Москве, стал Роман Аксёнов, представивший проект декоративной композиции «Русский романс». Эта изящная камерная скульптура из цветного хрусталя также экспонируется в Музее Хрусталя.
С 1970 г. Роман Николаевич вместе с коллективом художников завода, становится постоянным участником российских и международных выставок, проходивших не только в СССР, но во многих других странах: Германии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, США, Японии, Англии, Кубе, Египте, ОАЭ. Он создавал авторские композиции из стекла в различных техниках изготовления и декора, в том числе стеклянные пластические объекты архитектурной среды. Авторские работы Аксёнова обращали внимание оригинальностью форм, новизной декоративных приёмов. Так, композиция «Цветы юбилею» (1987) посвящённая 70-летию Октябрьской Революции, в своей основе имела идею воплощения в стекле символа победы - букета алых роз. К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне была создана композиция "Весна 1945 года". Работа экспонировалась на республиканской Выставке художников декоративно-прикладного искусства, проходившей в Москве в 1985 г. и была удостоена Первой премии.
Со временем одной из любимых техник художника стало гутное, лепное стекло. Живая текущая масса расплавленного стекла подвластна фантазии и воле художника. Так были созданы композиции «Космос» (1991), «Витязи (1990), «Крым» (1991). К теме космоса, проблеме разгадки тайн мироздания художник обращался на протяжении всей жизни. В числе самых интересных произведений в Музее Хрусталя – «Космос» (1980) и "Сотворение мира» (1988) - также выполнены в гутной технике.
Последняя работа – "Сотворение мира" - выражает взгляд художника на метафизический процесс зарождения жизни в нашей Вселенной. Необычная, динамичная форма предметов, "взаимодействующих" друг с другом, создаёт впечатление живого фантастического действа и заставляет задуматься об основах мироздания, ощутить хрупкость и быстротечность нашей жизни…
Композиция "Сотворение мира" была представлена в 1988 г. на Республиканском художественном совете и получила оценку "Лучшая работа заводов Российской Федерации". Эта работа с большим успехом экспонировалась выставке "Искусство земли Владимирской", проходившей во Франции (г. Сент) в 1991 г. В одном из последних произведений - композиции «Посланники мира» (2002) – соединились классические способы декора: гутная техника, алмазная грань и пескоструйная обработка на бесцветном хрустале, что позволило создать эмоционально выразительную и яркую композицию. Эта работа стала украшением экспозиции «Хрусталь» г. Владимира. В числе последних впечатляющих произведений - скульптурная композиция «Миллениум». Выполненная из литых хрустальных блоков, она демонстрирует поиск новых конструктивных форм и воспринимается как «прорыв в новое измерение открытия красоты и культуры вещи». Работа экспонируется в демонстрационном зале Гусевского хрустального завода и неизменно приводит в восторг гостей и туристов. Р.Н. Аксёнов вместе с другим художником завода, В.С. Зайцевым, принимали участие в создании нового облика Исторического музея г. Владимира. По их проекту были созданы композиции «Ледник» (2001 г.) и "Крещение» (2001 г.), выполненные из хрусталя в технике отливки. Создающие эффект тающих глыб льда и иллюзию реки, скованной льдом с прорубленной крестообразной полыньей, эти инсталляции их хрусталя органично вписались в основную экспозицию музея. 37 лет, с 1969 до 2006 года, Р.Н. Аксёнов работал художником Гусевского хрустального завода. За годы работы одновременно с созданием выставочных произведений Аксёнов спроектировал десятки изделий, вошедших в массовое производство Гусевского хрустального завода. Во второй половине 2000-х художник работал в своей мастерской над созданием эскизов витражей из цветного стекла; он также работал по договорам, создавая проекты массовых вещей, в том числе с районными стекольными заводами Владимирской области.
На протяжении всей своей жизни Роман Николаевич находился в поиске новых решений и творческого эксперимента, будь то авторские работы уникального плана, проектирование изделий массового производства, или разработка заказов витражей. Являясь одним из тех художников, что составляли костяк высокопрофессиональных Мастеров «гусевской художественной школы», он вместе со своими коллегами по цеху трудился, поднимая авторитет завода, пропагандируя на мировом рынке отечественное стекло, укрепляя славу родного завода и города «Мастеров стекла». Созданные им изделия не теряют популярности по сей день. Покупателям нравятся хрустальные рюмки, бокалы и фужеры «Сияние», ваза для цветов «Фантазия», подсвечники «Медальон» и «Ромашка» и многие другие образцы, ставшие классикой отечественного стекла. И пусть этот художник не был удостоен высоких наград и званий, но он сумел сделал большой вклад в мировую сокровищницу художественного стела. Произведения Романа Аксёнова экспонируются в крупнейших музеях России, в галереях и частных коллекциях Украины, США, Германии, ОАЭ и ряда других стран.