Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике теперь можно увидеть вновь обретённую Боголюбскую икону Божьей Матери XII век
15 марта в музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение». Она представляет не только уникальное сокровище древнерусской культуры и его историю, но и рассказывает о настоящем подвиге отечественных реставраторов, которые сто лет трудились над спасением образа.
Почётными гостями открытия выставки стали председатель Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Наблюдательного совета Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова Сергей Степашин, Губернатор Владимирской области Александр Авдеев, председатель Законодательного Собрания Ольга Хохлова, главный федеральный инспектор Сергей Мамеев, представители Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры России, руководители ведущих музеев страны, именитые деятели культуры, представители научного сообщества, духовенства, общественные активисты.
Боголюбская икона Божьей Матери – настоящая жемчужина культуры Древней Руси домонгольского периода. Удивительный памятник русской национальной художественной традиции, чудом дошедший до наших дней, был создан в середине XII века по повелению князя Андрея Боголюбского, после того как, согласно преданию, Пречистая Дева явилась ему во время молитвы.
«В наше непростое время особенно важно знать историю и сохранять духовные основы, без которых невозможно нормальное развитие ни в настоящем, ни в будущем. В этой связи особую значимость приобретает работа, направленная на сохранение произведений древнерусского искусства и создание возможностей для их показа широкой аудитории. Большое спасибо хочется сказать реставраторам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, благодаря которым древняя икона осталась жива. Реставраторы центра завершили многолетнюю работу, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. И сегодня, спустя более 800 лет, мы можем лицезреть её, испытывая благоговейный трепет, наполняться духовной силой», – сказал Сергей Степашин.
«Буквально недавно у нас проходил форум «Духовное наследие России», мы вспоминали даты, в том числе и 13 марта, когда князь Андрей Боголюбский взял Киев, перенёс столицу во Владимир… Он вошёл в историю как собиратель русских земель, как государственный деятель, стремившийся прекратить междуусобные войны. Понимая глубину происходящего, мы найдём ответы для будущего», – отметил Александр Авдеев.
Образ Боголюбской Божьей Матери наследует византийскую традицию, но уже носит подчёркнуто «русский» характер и создан русским мастером. Произведение отражает важнейший для нашей культуры период возникновения и развития собственной самобытной художественной традиции.
«Сама икона – бесценная, а история её реставрации, по сути – нового обретения, удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около ста лет. То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский – это настоящее чудо», – считает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.
Чудо сотворено руками нескольких поколений реставраторов.
«Этот путь длиною в столетие был крайне драматичен, труден и парадоксален. Боголюбская икона была первой в ряду тех памятников, которые были изучены, раскрыты и сохранены в бушующие революционные времена. В 1918 году, силами первой экспедиции, эта икона, находившаяся в руинированном состоянии, на грани гибели, была своевременно реанимирована и возвращена к жизни. Несколько поколений реставраторов трудились над сохранением великой русской святыни. Но самая сложная и ответственная часть работы была осуществлена в новейшее время, нашими современниками – именно им Богоматерь дала возможность увидеть Её образ, Её чудесный лик, запечатлённый много веков назад. После многих лет древняя чудотворная икона может быть представлена обществу. Фактически, речь идет о её новом обретении», – уверен генеральный директор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев.
Специалистам удалось создать исключительные условия для представления древнего чудотворного образа в музейном пространстве. Выставка «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» будет действовать постоянно.