Гусь-Хрустальный - единство природы и ремесла.
Город начинается не сразу. Город – это время. Время- прошлое и будущее, и конечно - день сегодняшний. Город это не только улицы, дома, предприятия, магазины. Город – это воспоминания, это особый говор его жителей, свои словечки, привычки, байки и легенды. Город - это его главное дело!
Изначальное дело города Гусь-Хрустальный – варить стекло, хрусталь и делать из этой расплавленной массы всё, что нужно людям, отечеству: от высокохудожественных произведений, ваз, рюмок, стаканов, оконного стекла, зеркал – до иллюминаторов космических кораблей, призм и линз телескопов.
В двойном названии нашего города соединились два изначальных понятия: ПРИРОДА и РЕМЕСЛО. И в этом соединении кроется глубокий философский смысл, уводящий нас в глубины веков.
Вся история Гусь-Хрустального связана с рекой Гусь. Изначально первые заводские и жилые постройки были возведены на левом берегу реки Гусь, у Шиверского разлива длиной в 2 версты, а шириной в 1 версту. В полутора-верстах, выше по течению, от устья речки Дубровки . Как выглядела вся местность в это время позволяет нам представить картина Николай Евгеньевича Оборкина, написанная по гравюре известного русского художника Свиньина, которая сейчас демонстрируется в муниципальном историко-художественном музее.
Интересно, что уже тогда Гусь, как брендовый символ, был изображен на вывеске Мальцовской стеклянной фабрики. На старинной фабричной вывеске наш «гусь» скорее похож на бегущего фазана со сложенными крыльями. Впрочем, не надо поминать не добрым словом заводского крепостного художника. В добрых традициях народного творчества он мыслил широко и был далёк от шаблонов, чему бы и нам не мешало поучиться…
Почти такую же сказочную птицу – скопу, совсем не похожую на оригинал, лепили в своих знаменитых кувшинах художники-гончары города Скопин в Рязанской области.
В это же время, еще до отмены крепостного права, в 1846г. родилась народная легенда о щуке Лукерье, которая была заперта плотиной в Гусевском озере, от этого злилась на людей, рвала сети, лодки переворачивала, гусят на дно утаскивала.
О лодках на реке Гусь стоит сказать особо. Совсем рядом, всего в сорока километров от реки Гусь, параллельно протекает знаменитая Бужа, впадающая в систему Мещерских озёр. У её берегов стоят лодки с долблёными бортами, изготовленные по древней технологии, сохранившейся ещё с каменного века. На реке Гусь, как в другом царстве-государстве, таких лодок никогда и не видели. Здесь были лодки свои – «гусяны». Причина такого отличия – в характере водотока этих рек.
Речная система Бужа – мещерские озера – Пра характеризуется широчайшими, до горизонта, разливами с очень медленным течением, господством ветра, высокой и очень опасной волной, даже в наше время. А в древности, с весны, водная система Пра-Бужа с разливами озёр превращались в мелководные моря. Летом же в протоках, среди островов и тростника легко можно было заблудиться, как, в прочем, и сейчас. Поэтому Бужу и Пру в качестве дороги использовали только в зимнее время, летом на них ходили охотники за мехом бобров, выдры, норки, белки, ловить рыбу, а в страшные дни войны – там прятали детей и стариков на островах среди озер и болот.
Лодки «гусяны» были предназначены не для охоты и рыбной ловли, как долблёнки на Буже, а для перевозки товаров и людей. Это удивительные лодки, лодки – «труженицы». Они появились, предположительно, еще до крещения Руси и были предназначены для транспортировки товаров по рекам Мещеры, по Оке и другим рекам, когда не было еще гужевых дорог. В середине 18 века именно на таких лодках первоначально Аким Мальцов вывозил продукцию своей хрустальной фабрики на продажу. Впервые такие лодки стали строить в знаменитом торговом селе Гусский Погост - в устье реки Гусь, не далеко от села Веркуц (Беркуть !), названного позже Гусь- Баташовский или Гусь-Железный. Это были самых разнообразных размеров низкобортные беспалубные речные суда с низкими бортами, с тупо закругленными носом и кормой. В судовых энциклопедиях русского речного флота они назывались «крытые барки низового сплава». По мере увеличения грузопотока, лодки стали делать более внушительных размеров и они превратились в грузовые барки с четырехугольной палубой, свешенной к корме и носу. Суда перемещались по течению на веслах, а против течения – с помощью бурлаков – «гусянщиков» или конной тяги. В Петровские времена появились модификации лодок – «полугусяны» с мачтами и парусами. Длина таких судов достигала 46 метров, ширина – 10 метров, а осадка - до 5 метров. Такие суда служили по 7-10 лет и могли перевозить до 800 т груза! Против течения такое судно тянули 100 бурлаков – гусянщиков. Кроме Оки, гусянки и полугусяны использовались для перевозки грузов по реке Москве, Цне и даже по Волге и Каме. Гусяны потеряли свое значение после появления пароходов на крупных реках и по мере развития железнодорожного транспорта. В верховьях реки Гусь – в Гусе -Мальцовском мастерили трех, четырех и шести местные лодки-гусяны как грузо-пассажирский речной транспорт. Как выглядели лодки – гусяны в нашей местности уже никто и не помнит. Не сохранилось так же ни описания, ни рисунков. Поиски в литературе и архивах ничего не прояснили. Тогда я поехал в Нижегородский исторический музей и там, о радость, нашел изображение нашей лодки. Теперь небольшие модели лодки- гусяны и её описание можно увидеть в экспозиции нашего муниципального музея, рассказывающей о нашей Мещёре и реке Гусь.
Это сейчас река обмелела и красуется в своих древних берегах только от начала ледохода в апреле – до середины мая. А в древние времена она была судоходной. Об этом свидетельствует отчет картографической экспедиции, которая работала на Гусевской земле в 60-х годах 18 века возле Гусь-Мальцовского: «…Река Гусь – с истоков судового ходу» (!)
Длина реки – 147 километров, площадь водосбора- около 4000 кв. км. Несмотря на вроде бы небольшой уклон русла – 40 сантиметров на километр, скорость течения реки – 4,5 – 5 километров в час, т.е. скорость человека, идущего бодрым шагом. По сравнению с другими реками – это самая быстрая река во Владимирской Мещёре. В разгар весеннего половодья скорость течения реки бывает еще больше.
Согласно геологическим исследованиям и картам, водоупорным слоем реки Гусь являются отложения юрского периода в виде серых юрских глин. Именно эти глины являются геологическим дном мещёрского края, что обуславливает его высокую заболоченность. Именно из этих глин построен весь наш город, основная часть его архитектурных памятников: «мальцовские половинки», казармы и Георгиевский собор. Хотя весь облицовочный кирпич был привезен из Гжели по приказу главного архитектора Л.Н. Бенуа. Среди этих глин встречались драгоценные залежи «огнеупоров». Из них делались кирпичи для гутных печей и горшки – «дойницы», где варили стекло и хрусталь.
Все равнинные реки, в том числе и Гусь – большие труженики. За многие века своего существования они переворочали, промыли и перенесли тысячи тонн песка, перетащили на своих «плечах» неисчислимое количество грузов. Поскольку песок - обязательная составная часть шихты – смеси исходных материалов для варки стекла, о нём тоже надо рассказать.
Природный песок – как разновидность рыхлых осадочных пород, бывает самым разнообразным. Его состав зависит от вида минералов горной породы, из частиц которой он состоит. Величина этих частиц – песчинок бывает от 5 мм до 0,16 мм. Основная причина разрушения горных пород: водная эрозия, выветривание - происходят на протяжении многих сотен тысяч и миллионов лет. Многие минералы продолжают своё разрушение до мельчайших пылинок и легко уносятся ветром и вымываются водой. Но один минерал –диоксид кремния или кварц, поскольку он один из самых твёрдых и распространенных на планете Земля, дольше всех сопротивляется разрушению. Поэтому многие пески очень часто состоят из почти чистого минерала кварца. Такие пески называют «стекольными». По времени
происхождения – они самые древние. В древности песка в речке Гусь можно легко убедиться на собственном опыте, если взять обыкновенный кухонный дуршлаг и у самой кромки реки начать промывать песок. Среди крупных камушков вы обязательно обнаружите членики древних ископаемых морских лилий, а если повезёт - зубы акул, величиной с семечку подсолнуха и прозрачные, чуть розоватые конусообразные окаменевшие хвостовые окончания раковин морских головоногих моллюсков – белемнитов конца юрского и мелового периодов… Всё это свидетельствует о том, что наша Мещёра много сотен миллионов лет назад была дном тёплого тропического моря, где жили разнообразные кораллы, морские моллюски, морские ежи. Их раковины образовали морские известняковые и доломитовые осадочные породы, которые выходят близко к поверхности в районе посёлка Добрятино и добываются в карьерах Федерального значения. Сверху эти известняки и доломиты перекрыты юрскими глинами, на которых лежат многометровые толщи морского и речного песка, озерные слоистые глины, моренные отложения ледникового периода из валунов и глины.
Так что выбранное Акимом Васильевичем Мальцовым место для строительства своего завода отвечало всем необходимым требованиям как природный источник сырья и не было бы реки Гусь с её сырьевыми ресурсами – не было бы и Гуся-Хрустального.