2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий
Помните, песенку симпатичного Водяного, из замечательного советского мультика «Летучий корабль»? Как тот сожалел о том, что родился и живёт в болотистой местности, мечтал о полётах…
Не понимал тогда, глупенький, что нет большей удачи, чем жить рядом с болотом. «Кладовая солнца» - вот истинное название этой экосистемы. Даже птица в небе и та зависит от тех процессов, которые происходят в этой кладовой.
Так что мультяшный Водяной пал жертвой многовековой антиболотной пропаганды. «Гиблое место» на деле оказалось кладезем жизни на Земле.
Знаете ли вы, что болота выделяют в атмосферу больше кислорода, чем леса? К счастью, природа наделила Мещёру редкостным сочетанием лесов таёжного типа, располагающихся среди болот – идеальные места для постоянных поселений.
А о том, что именно благодаря болотам мы лучше переносим и жару и холод? Заморозки у нас слабее, а жара не такая удушающая. Прозрачный мещерский воздух, даже при наличии промышленных предприятий – тоже заслуга болот. Крупный болотный массив как-бы притягивает к себе на поверхность из окружающего воздуха пыль и аэрозоли.
Эти аккумуляторы и регуляторы влаги, как губки, накапливают в себе влагу осадков, препятствуют их быстрому и бурному стоку, питают реки, рождают родники, поддерживают и регулируют уровень грунтовых вод. В конечном итоге, болота поддерживают равновесие во многих природных процессах, создают свой микроклимат без резких колебаний температуры.
Сегодня болота наиболее ценны ещё и своей способностью удерживать углерод, препятствуя, тем самым, образованию углекислого газа, – главного виновника глобального потепления.
А сколько целебных растений содержит болото! Одна клюква чего стоит! Из поколения в поколение она спасает жителей Мещеры от простуд и гриппа. Помимо клюквы есть ещё мох, чьи антисептические свойства известны с незапамятных времён, багульник, голубика, сабельник, плотоядная росянка, наконец.
Поэтому, не будем уподобляться мультипликационному персонажу и искать лучшие места для жизни. Везде хорошо, где нас нет. А у нас – лучше всех!