Статьи

Болота спасают от пожаров

Гусь-Хрустальный район на протяжении многих десятилетий справедливо считался самым пожароопасным районом Владимирской области. Каждое лето, как только наступали жаркие дни, многочисленные гусевские торфоразработки начинали дымиться. Густой тяжёлый дым заполнял улицы городов и посёлков, проникал в жилые дома и оседал буро-чёрным налётом торфяного пепла. Запах гари стал привычным летним «атрибутом» для жителей Гусь-Хрустального района.

Во времена Советского Союза худо-бедно с этим природным явлением, имеющим чисто антропогенный характер, удавалось справляться путём рекультивации выработанных участков торфоразработок. Но с крушением СССР явление торфяного пожара стало поистине угрожающим. Самым эффективным способов борьбы с этим явлением считается повторное заболачивание.

Сложность торфяного пожара заключается в его непредсказуемой всесезонности. Нередко торфяник дымиться даже под снежным покровом. Чтобы потушить такой пожар необходимо огромное количество материальных и человеческих ресурсов, а также тонны воды на квадратный метр. Так, для тушения Тасин-Борского болота в 2011 году были задействованы силы и средства МЧС, а воду приходилось качать из реки Бужи. С этой целью был построен специальный водопровод, длиной в несколько километров, для прокладки которого также было затрачено немало материальных и нематериальных ресурсов.

В Уставе национального парка «Мещера» восстановление нарушенных природных экосистем стоит в одном ряду с задачами сохранения и изучения природного наследия. На момент создания национального парка почти 30 лет назад четверть его территории занимали болота. Причём, из 23 тыс. га занимаемых болотами, 15 тыс. га находились в осушенном состоянии, представляя собой огромные поля открытого торфа, могущего вспыхнуть в любую минуту. Поэтому, то, что было сделано за годы существования парка сравнимо с работой сапёра, пытающегося обезвредить старую мину со стоящей на ней человеком.

Точно также аккуратно, выверяя каждое своё действие, выполняли свою работу и сотрудники национального парка. Приходилось не только опробовать различные формы обводнения, в том числе и ручные, но и терпеливо выдерживать нарастающее неудовольствие местных жителей, которым шаг за шагом объяснялась суть и ожидаемый эффект проводимых мероприятий.

На восстановление нарушенных торфяников с момента первой апробации до установки последнего шлюз-регулятора ушло 16 лет. В прошлом году эта задача была полностью выполнена. За это время удалось обводнить почти 10 тыс. га торфоразработок, при этом около 5-ти тыс. га восстановились естественным путём. Система шлюз-регуляторов позволяет регулировать уровень грунтовых вод, не допуская как весенних паводков, так и летних пожаров.

В настоящее время сотрудниками научного отдела парка проводится тщательный контроль за состоянием обводнённых участков. Всего заложено 19 постоянных пробных площадок на Островском, Орловском и Тасин-Борском болотных массивах, на которых два раза в месяц происходит мониторинг основных параметров: уровень грунтовых вод, кислотность, состояние снежного покрова, состояние растительности, температура и многое другое.

Последние данные мониторинга свидетельствуют о хорошем состоянии данных участков. Все они достаточно хорошо увлажнены, уровень грунтовых вод на некоторых из них больше полуметра. Это означает, что болота мал-по-малу возвращаются к своему естественному состоянию. Кое-где появились гнездовья уток и других водоплавающих птиц. Но главным индикатором состояния болот является наличие болотной растительности. Так, на наших восстановленных болотах, например на Островском, снова появилась росянка - растение-хищник, произрастающая исключительно на естественных болотах. В контексте же пожаров, это означает, что торфяные пожары Гусь-Хрустальному району больше не грозят.

Article Poster
Экстренное объявление