Ветеран педагогического труда Людмила Геннадьевна Казанцева: «Самое главное – это любовь к детям…»
Ко Дню матери мы рассказали о замечательной женщине, воспитавшей не только родную дочь, а сумевшей стать второй мамой для своих учеников. Поистине материнскую заботу своим воспитанникам дарила учитель географии, ветеран педагогического труда Людмила Геннадьевна Казанцева.
У Людмилы Геннадьевны богатая родословная, она бережно хранит фотографии и данные о нескольких поколениях родных и может долго рассказывать об их судьбах. В гостеприимной атмосфере за чашкой чая наша собеседница поделилась воспоминаниями, рассказала, что родилась в семье педагогов. Родители окончили Высшую школу, папа Соколов Геннадий Иосифович, инвалид Великой Отечественной войны, был математиком, мама Мария Ивановна - учительницей русского языка и литературы.
- Интеллигентная семья, родители были абсолютной доброты, - вспоминает Людмила Геннадьевна. - В семье было четверо детей, у меня – старшие брат и сестра и еще младшая сестра. Дедушки и по линии отца, и по линии матери были священнослужители.
Семьи с обеих сторон были большие, и все дети в каждом поколении получали хорошее образование, были отличными специалистами – каждый в своей сфере. В родословной Людмилы Геннадьевны – врачи и учителя, агрономы и политические деятели, профессора и доктора наук. Принципы служения обществу и стремления к знаниям передаются из поколения в поколение.
Героиня нашего повествования начала свой педагогический путь в школе № 5, куда она была направлена после окончания Юрьев-Польского педагогического училища и работала учителем начальных классов.
- Проработала там два года и поняла, что хочу продолжить учебу. Три года отучилась в институте в Москве очно, затем перевелась на заочное и здесь, в Гусь-Хрустальном, приняла класс 39 человек уже в школе № 9 (сегодня это второй корпус школы № 2 – ред.). Так я их полюбила! На лисьи горки водила с самодельными лыжами, родителей всех знала, - с теплотой вспоминает учительница. - Вела свой самый первый класс с 1-го по 8-й и в это же время во вторую смену преподавала еще географию 6-му классу.
Учительская жизнь Людмилы Геннадьевны была наполнена не только знаниями, но и взаимным уважением и доверием к ученикам и их семьям. Она всегда находила время для каждого, ведь понимала, что за успехами ребят стоят не только их способности, но и атмосфера, созданная в отчем доме.
Людмила Геннадьевна всегда была максимально педагогична, чувство такта, прирожденная интеллигентность и доброта, передавшиеся ей от родителей, превращали взаимодействие с учениками в дружеское общение, основанное на искреннем интересе и заботе о каждом. Она, как никто другой, умела воспринимать детские переживания и тревоги, помогала своевременным советом и родителям, и коллегам.
И своя семья у Людмилы Геннадьевны сложилась. С будущим супругом они познакомились еще до института. Он работал на Кварцевом заводе технологом-кварцеплавильщиком, окончил высшее художественное училище, был прекрасным художником. В браке у Казанцевых родилась дочь.
А родной класс, который Людмила Геннадьевна вспоминает с особым чувством, стал настоящей второй семьёй.
- Выпускной был у нас не весельем, а вечером слёз. Родители плакали, дети – никто не хотел расставаться, - делится педагог.
Хотя и сегодня учительница продолжает поддерживать связь со своими учениками, часто вспоминает их, пересматривая фотографии…
- Мои ученицы Правдина Лена (она окончила политех), Бурмистрова Галя, Смирнова Рая. У всех разные судьбы, свои семьи, внуки… Иногда встречаемся с ними, общаемся, они приходят ко мне, помогают. Конечно, поддерживаем связь с бывшими коллегами – с Носковой Ольгой Владимировной – она работала библиотекарем и вела изобразительное искусство, Самойловой Верой Павловной – учительницей английского языка, - продолжает Людмила Геннадьевна.
Воспоминания об учительском прошлом растрогали. Ведь как много она вложила в своих подопечных! А на вопрос о том, что должно быть для учителя в приоритете при взаимодействии с учениками, что самое ценное для учителя в его работе, Людмила Геннадьевна ответила с улыбкой: «Самое главное – это любовь к детям, умение найти к ним подход и разглядеть в каждом свой характер! Также очень важно знать их семьи».
Быть на одной волне со своими учениками, быть в постоянном контакте с их родителями, понимать «погоду в доме» - именно такими качествами должен обладать настоящий педагог. Такая взаимосвязь позволяла Людмиле Геннадьевне создавать атмосферу, в которой ее ученики чувствовали себя комфортно, открываясь для общения и самовыражения…