Справочник туриста

История парусного спорта в Гусь-Хрустальном

Article Poster
19.01.2024 | Комментарии: | 741
Яндекс карта

В справочнике организаций у яхт-клуба есть страница — «Парус», яхт-клуб

Парусный спорт в городе не имеет вековых традиций и опыта по сравнению с другими видами, такими как легкая и тяжелая атлетика, футбол, волейбол и другие. Годом зарождения парусного спорта в Гусь-Хрустальном можно считать 1976 год, когда при комитете ДОСААФ завода стеклянного волокна (бывший председатель Разин Фёдор Данилович) была открыта секция парусного спорта, которую возглавил инженер завода особо чистого кварцевого стекла Жирнов Владимир Александрович. Ещё в 1974 году он вместе с сыновьями Александром и Андреем построили по чертежам в журнале "Катера и яхты" яхту спортивно-туристического класса и назвали её "Алёша". На этой яхте в 1975 году было совершенно первое дальнее плавание под парусом по маршруту Владимир - Горький.

Опыт плавания, познание романтического мира парусов, удачное расположение городского озера, всё это натолкнуло В.А. Жирнова на мысль о необходимости создания секции парусного спорта в городе для привлечения молодёжи к занятиям водными видами спорта.

Комитет ДОСААФ завода "Стекловолокно" выделил для парусной секции учебный класс и мастерскую, где можно было заниматься зимой и летом, и работа закипела. Собирали инструмент и приспособления, строили эллинг для хранения судов, формирование коллектива яхтсменов. Вместе с детьми в секцию приходили и взрослые. У основания яхтинга в Гусь-Хрустальном стояли: преподаватель техникума Оксаничев А.А., инженеры завода ОЧКС Морковкин В.К. и Чудецкий Р.П., молодые рабочие Игорь Журавлёв, Матвеев Александр, учащиеся школ, ПТУ и техникума. Парусный спорт являясь сугубо техническим видом, требует больших финансовых затрат на приобретение парусных судов, внимательного отношения к теории систематических занятий со спортсменами на воде.

В 1976 году, собравшись на первые занятия, основным направлением деятельности было избрана постройка небольших яхт-монотипов собственными силами в мастерских на берегу озера. Всем миром собирали средства и материалы, ребята строили корпуса и рангоут, девочки шили паруса, малярили и т.д. На первом этапе заложили две яхты детско-юношеского класса типа "Кадет". Все лето и зиму 1977 года ребята строили яхты класса "Кадет". В связи с тем, что мастерская и класс не позволяли в дальнейшем вынести готовые яхты из помещения клуба, предполагалось выносить их через окно, благо клуб был одноэтажный.

Яхты класса Кадет
1976 год. Игорь Журавлев и Ю.Тарыкин собирают набор своей яхты.
Пошив парусов для яхт
Оксаничев А.А. с девочками под руководством В.А.Жирнова осваивают пошив парусов для яхт.
Яхта покидает мастерскую
Весна 1977 года. Готовое изделие покидает мастерскую через оконный проем.

Все лето 1977 года шли упорные тренировки и учеба новичков. Желающих заниматься яхтингом набиралось столько, что всем даже трудно было предоставить занятие для рук и головы. Посоветовавшись с директором школы №1 Е.А. Бобровым, мы решили открыть в школе филиал нашего клуба, который в то время назывался "Дельфин". Парусную секцию в школе №1 возглавил мастер завода ОЧКС В.К. Морковкин. В подвальном помещении нельзя было строить даже такую яхту как "Кадет", поэтому было решено заложить две яхты детского класса "Оптимист". Интерес ребят к занятиям яхтингом был так велик, что скоро и этот филиал был переполнен. Во дворе школы №1 стояло недостроенное здание гаражей (строители так и не осилили гаражей, и школа №1 была сдана в эксплуатацию без гаражей) Шефы с завода особо чистого кварцевого стекла помогли довести строительство гаражей до конца: подвели отопление, настлали полы, вставили оконные блоки, дали электроэнергию и уже к осени 1977года парусная секция из подвала переехала в новое, хорошо приспособленное помещение. Так появился в городе первый школьный яхт-клуб. Здесь работа пошла веселее и уже к весне 1978 года "Оптимисты" были готовы.

"Дельфин" и в школьном яхт-клубе уже на следующий год были построены еще 2-е яхты более крупного класса "Чижик". Класс "Чижик" был спроектирован и построены яхты нами, а чертежи яхты опубликовал всесоюзный журнал "Катера и яхты". С 1978 года стали проводиться различные соревнования по парусному спорту: традиционная регата "Весенние ласточки", розыгрыши кубка журнала "Катера и яхты", кубка закрытия сезона и др. Постепенно устанавливались дружеские связи с яхтсменами других городов и регионов. Особенное тесное сотрудничество установилось у нас с яхт-клубом "Чайка" горьковского автозавода и " Строитель" города Заволжье горьковской области (Теперь Нижегородской). В 1979 году нам удалось подготовить и осуществить дальнее спортивное плавание по маршруту Рязань-Горький протяженностью 400 миль по р. Оке.

Утром после одной из стоянок. Ребята приводят в порядок яхты, скоро старт следующего перехода.

В Горьком мы были гостями яхт-клуба "Чайка" новые знакомства, изучение новой техники. За 13-ть дней похода ребята получили отличные практические знания и опыт судовождения по настоящей судоходной реке, окрепли физически, зарядились энергией для дальнейшей работы в яхт-клубе и школе. Спортивных судов у клуба становилось все больше (за эти годы с помощью завода ОЧСК и комитета ДОСААФ завода Стекловолокно были приобретены еще две яхты типа "Кадет", две яхты типа "Финн" две шлюпки Ял 6 и Ял-4).

Рамки и возможности лодочной станции з-да "Стекловолокно" нам стали узки, начали думать о постройке настоящего яхт-клубовского здания. Навстречу нам пошел директор завода ОЧСК Альберт Алексеевич Парменов, который поддержал идею строительства заводской водной станции. Был подобран проект здания, отведена земля на северо-западном берегу городского озера, выделена бригада строителей во главе с мастером и работа закипела.

В феврале 1977 года были забиты первые сваи фундамента, весною началось возведение стен. Ребята - яхтсмены активно помогали строителям: подносили кирпич и раствор, выполняли любую работу, несмотря на занятость в школе, дома и в яхт-клубе. Уже к весне 1980 года здания яхт-клуба было сдано в эксплуатацию. На новой базе работа развернулась еще шире. Появились новые секции яхт-клуба. Долгое время активно работала секция морского многоборья. К тому времени у нас было 4-е шлюпки. Старшие ребята осваивали здесь греблю на "ялах" и шлюпчатый парус, кросс по пересеченной местности, стрельбу из м/к винтовки и плавание. В яхт клубе готовилась вполне достойная смена допризывников. В это же время под руководством В.И.Толмачева (фотохудожника завода ОЧКС) активно работала спортивно туристическая секция, а так же секция водно-моторников. Яхтсмены регулярно выезжали для участия в парусных регатах во Владимир на Содышку, на Горьковское водохранилище, на Святое и Великое озера.

Водные туристы сплавлялись по рекам Алтая. Покоряли бурные потоки Кавказа и др. реки. Все эти годы продолжалось строительство крупной парустно-моторной морской яхты на основе старого баркаса длинной 10 метров, неизвестно какими путями попавшего в наш город.

Корпус яхты перевозился для достройки от ДОСААФ "Стекловолокно" в школьный яхт-клуб, где совместными усилиями к 1980 году яхта была закончена строительством и спущена на воду городского озера. Под романтическим название "Гренада" она долгие годы служила отличным учебным судном для целого поколения молодых спортсменов. Гренада была отличным судном для судейской коллегии при проведении различных соревнований на воде, при проведении праздников Нептуна и других массовых мероприятий.


Корпус яхты Гренада
1979 корпус будущей яхты "Гренада" перевезен в школьный яхт-клуб для достройки. После того как яхта была спущена на воду, яхт-клуб был закрыт, а здание передано В.Н.Рамейкову для организации картинг клуба.
Гренада спущена на воду
Учебное судно "Гренада" спущенно на воду.
Гренада - главное судно
1980 год Яхта "Гренада" как главное судейское судно. В центре снимка председатель федерации парусного спорта Владимирской области Лидия Михайловна Сорокина.

Самыми плодотворными, интересными и спортивно насыщенными следует считать 80-е годы в развитии и в жизни яхт-клуба, который поистине можно было назвать центром яхтинга не только города Гусь-Хрустальный, но и Владимирской области. В эти годы проводились на акватории городского озера многие областные соревнования: Чемпионат области по парусной доске, личное первенство в классах "Оптимист","Кадет",""ОК-Динги","Финн", "Виндсерф". В олимпийском году на городском озере можно было посмотреть старт одновременно 40-ка яхт различных классов.

Приятно было сознавать, что в городе развивается находиться на подъеме такой красивый экологически чистый вид спорта. На соревнование в город к нам приезжали спортсмены и гости из Мурома и Коврова, Кольчугино и Владимира, Павлово-на-Оке и Заволжья горьковской области. Гостей размещали в гостинице, на турбазе, в самом яхт-клубе. Зачастую предпочитали размещаться в палатках на территории яхт-клуба. Музыка, смех и веселье по вечерам, спортивные хлопоты, и заботы утра и соревнования днем, что лучше еще может быть для молодежи!

Утро
Утро. Нужно проверить всю технику, подготовиться к следующей гонке.
Палатки гостей
Многие из гостей еще сладко спят.

Незабываемое зрелище когда более десятка яхт после сигнала старт устремляются к поворотному знаку.

Старт корпусных яхт
Старт одной из гонок среди корпусных яхт.
Гонка корпусных яхт
Момент гонки корпусных яхт.
Яхты класса Windsurfing
Стартуют яхты класса "Windsurfing"

В конце соревнований - традиционное торжественное построение, награждение победителей и спуск флага соревнований.
Награждение победителей ведет заместитель председателя ФСП Жирнов Владимир Александрович.

Необходимо отметить, что в этот период материальная часть яхт-клуба постоянно пополнялась новыми судами, спасательными принадлежностями, иными плавсредствами. Многие организации охотно помогали в их приобретении. Так с помощью завода Стекловолокно были приобретены яхты Кадет в деревянном исполнении, завода ОЧКС приобрел пластиковые яхты класса "Ок-Динги" и "Финн", водные велосипеды "Янтарь-2" на которых многие жители города долгие годы проводили свой отдых на воде. А к олимпийскому 1980 году облспорткомитет заказал и оплатил покупку целого комплекта пластиковых яхт, с Таллинской судоверфи. Это были пять "Оптимистов", восемь "Кадетов" и пять парусных досок типа "Пагги". Теперь яхт сменам Гусь-Хрустального не стыдно было поехать на соревнование со своей техникой и в другие города. И ездили, соревновались, с такими ассами паруса, как горьковчане, павловцы, кольчуженцы и Владимирцы. Так в классе "кадет" долгое время были чемпионами области Велюхов-Котов, Жирков А -Морозов. А в классе "Фанн" Андрей Жирнов даже стал бронзовым призером горьковской области на открытом первенстве, проводившемся на горьковском водохранилище.

Все эти годы яхт-клуб под руководством бессменного председателя Жирнова Владимира Александровича поддерживал тесную связь с детскими и молодежными организациями города. Долгое время плодотворно было сотрудничество со школой №1, возглавлявшейся тогда Е.А.Бобровым, Комитетом ДОСААФ завода Стекловолокно под руководством Ф.Д.Разина, детским центром "Исток" под руководством А.А.Чистякова, а впоследствии Т.А.Дубовой, профсоюзным комитетом завода ОЧКС и другими. Большую помощь в транспорте оказывали завод Стекловолокно и Кварцевый завод.

Работа в яхт-клубе не заканчивалась с наступлением зимних холодов. В теплом (элинсе) и в мастерских, в учебном классе и кают-компании продолжалась работа по ремонту, починке, строительству экспериментальных судов, по теории яхтинга и судовождения. Желанными гостями в яхт-клубе всегда были воспитанники яхт-клуба, выпускники его, особенно продолжившие свою жизненную карьеру связав ее с морем, флотом или с речным судовождением.

Занятия с детским центром Исток
В дни проведения совместных занятий с воспитанниками детского центра "Исток".
Встреча с Дмитрием Велюховым
Встреча воспитанников яхт-клуба с выпускником Дмитрием Велюховым. Дмитрий работал на судах и в портах России в настоящее время он является одним из технических руководителей Талинского Морского порта.

Одновременно с укреплением и расширением базы парусного спорта в Гусь-Хрустальном, интерес к яхтингу рос и во Владимирской области. К 1983 году в области парусный спорт культивировался уже в нескольких городах. Так в Кольчугино на прекрасном, большом водохранилище обосновался богатый яхт-клуб под руководством Р.А.Гартова, во Владимире на Содышке процветал клуб "Парусная доска" под руководством Л.М.Сорокиной, в Муроме и Коврове так же были основаны и развивались гнезда парусного спорта. Была создана и активно работала областная федерация парусного спорта, которую возглавила Лидия Михайловна Сорокина. Велась необходимая методическая и соревновательная работа, появилась возможность растить мастерство яхтсменов. Многие Гусевские яхтсмены в составе сборной команды области были участниками матчевых встреч, чемпионатов других областей, чемпионатов России и Союза. Олег Крошкин, спортсмен из Гусь-Хрустального, стал кандидатом в мастера спорта в классе "Оптимист" и "Парусная доска". Во Владимирском клубе мастера спорта росли десятками.

Игорь Базатов
Игорь Базатов, член яхт-клуба, долгое время руководивший собственным судомодельным клубом. Игорь в составе команды ладьи "Грумант" под парусами обошел вокруг Скандинавии. Неоднократно выступал со своими моделями судов в международных конкурсах, выставках и соревнованиях.
Александр Жирнов
Частым гостем в яхт-клубе стал Александр Жирнов старший сын В.А. Жирнова. Здесь на фото он делает запись в книге посетителей клуба. В дальнейшем Александр стал офицером-подводником ВМФ, служил на камчатке, на атомной подводной лодке.
Инженер завода ОЧКС Морковкин
Инженер завода ОЧКС Морковкин руководит занятиями в школьном яхт-клубе

В конце 80-х годов, когда по всей стране уже полыхал пожар перестройки, на водной станции завода ОЧКС, как теперь именовалось здание яхт-клуба, случился настоящий пожар. Сгорело северное крыло второго этажа, в огне погибли учебный класс и помещение байдарочной секции, кабинет начальника со всей документацией, коридоры, фотолаборатория, и часть других помещений. Зданию водной станции и яхт-клубу, был причинен значительный материальный урон. Однако ни одна единица плавсредств не пострадала, и сам яхт-клуб продолжал функционировать.

Крах яхт-клуба начался с того, что в соответствии с модным в те времена течением передачи объектов соцкультуры быта и спорта, с государственных предприятий на баланс муниципальных властей, яхт-клуб был передан (продан) в частные руки. Формально яхт-клуб продолжал свое существование, фактически же новые хозяева, под видом перестройки и реконструкции привели процветающий ранее клуб к полному исчезновению.

В декабре 1999 года, по инициативе администрации города, депутатов Городского Совета возникла идея возрождения яхт-клуба, идея оживления деятельности по использованию акватории городского озера в целях культурного отдыха, улучшение экологической обстановки на озере и прилегающих к нему территориях.

Активное участие в обсуждении путей возрождения яхт-клуба принимали: глава администрации Б.М.Юматов и его заместитель Б.В.Карцев, председатель городского совета Г.Е.Рыбаков и депутатская група во главе с Г.В. Воронцовым, а так же вновь мобилизованный, теперь уже пенсионер В.А.Жирнов, председатель комитета по спорту Степанов А.П. В результате было принято решение о возрождении яхт-клуба на старой базе водной станции завода ОЧКС, от которой остались к тому времени лишь полуразрушенные стены и перекрытия. В организационном плане было принято решение о создании общественной организации, руководство которой и должно было развернуть дальнейшую работу по возрождению клуба, привлечению сил для восстановления здания водной станции, и т.д.

В мае месяце 2000 года в департаментах юстиции и образования Владимирской области была зарегистрирована Гусь-Хрустальная общественная спортивно-экологическая организация "городское озеро-яхтклуб". Получено свидетельство и лицензия на все виды деятельности, предусмотренные уставом организации. Развернулась практическая деятельность по восстановлению здания яхт-клуба. Особую энергию в этом замечательном деле проявлял и проявляет депутат городского совета, директор станции техобслуживания автомобилей Георгий Валентинович Воронцов, ставший не только учредителем организации, но и главным спонсором всех этих дел. С его непосредственной помощью была проделана большая работа по приведению в порядок первого этажа здания яхт-клуба, благодаря чему стало возможным уже в июне 2000 года начать спортивно-воспитательную работу с детьми. Заслугой Георгия Валентиновича является и то что он принял все меры что бы вернуть яхт-клубу хотя бы часть плав-средств из ранее принадлежавших клубу, благодаря чему были приобретены и восстановлены с помощью работников СТОА три яхты класса "Кадет" и одна "парусная доска".

В новом наборе ребятишек, желающих заниматься парусным спортом, были лишь единицы тех, кто раньше занимался в яхт-клубе. Слишком большим был перерыв в занятиях, слишком резкие перемены произошли за эти годы. Однако к концу сезона 2000 года уже пять яхт бороздили воды городского озера, жизнь не останавливалась, парусный спорт в Гусь-Хрустальном возродился вновь.

С помощью генерального спонсора Г.В.Воронцова начата большая работа по восстановлению второго этажа здания, по расширению сферы деятельности клуба. Для того что бы ни прерывалась деятельность клуба в зимнее время, руководство СТОА предоставило вполне удобное помещение на территории СТОА, оказывает всяческую помощь материалами, рабочей силой и всем оборудованием в строительстве новых яхт, в ремонте и приобретении других плавсредств. Немалую помощь в восстановлении яхт-клуба оказывают руководители предприятий и акционерных обществ города.

Прежде всего это генеральный директор "Армагуса" А.А.Березкин и Генеральный директор "Стеклостроя" В.В. Морев, директор акционерного общества "Ветпрепарат" Л.И.Яхаев и многие другие.

С наступлением весны 2001 года на базе яхт-клуба развернул работу вновь созданный детско- юношеский спортивный клуб "Парус", в организации которого большую роль сыграли Г.В.Воронцов и председатель Комитета по физической культуре спорту и туризму А.П.Степанов. В настоящее время в клубе занимается более 50-ти ребят школьного возраста и десятки более старших. Количество воспитанников могло быть значительно большим, если бы позволяло наличие спортинвентаря, т.е. яхт детско-юношеского класса, лодок, катеров, моторов и прочего что привлекает молодежь. Хочется обратить внимание всех заинтересованных, уважаемых и имеющих материальные возможности людей, патриотов нашего города на проблемы воспитания подрастающего поколения на базе яхт-куба и помочь конкретными делами в возрождении и достойном развитии этого гнезда нашей культурной жизни.

У руководителей и учредителей яхт-клуба, клуба "Парус" большие планы на будущее. Главной задачей своей деятельности они ставят: расширение влияния на молодежь, привлечение мальчишек и девчонок уже с раннего возраста к конкретной трудовой и творческой работе, воспитание в них активной жизненной позиции. Для этого нужно постоянно зимой и летом вести с ними спортивную и техническую работу, а для этого нужны условия, нужны свет и тепло в мастерских и в учебных классах, забота взрослых родителей и преподавателей. Нужны и реальные денежные вливания в восстановительные работы. Убедительно просим всех потенциальных спонсоров оказать нам помощь в деле восстановлении яхт-клуба.

Историческую справку-отчет о становлении и развитии яхт-клуба составил директор ДЮСК "Парус" В.А.Жирнов.

Фотографии предоставлены В.И.Толмачевым и В.А.Жирновым. 01.08.2001 г. г.Гусь-Хрустальный.



Ниже галерея парусной регаты "Весенние ласточки". 1-3 июня 1984 года.
Экстренное объявление