Экстренное объявление
Справочник туриста

История Свято-Троицкого храма в Гусь-Хрустальном

  • Реклама на сайте
  • Просмотров страницы: 350

История Свято-Троицкого храма в Гусь-Хрустальном

Страничка Свято-Троицкого храма ЗДЕСЬ

В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана.

Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово.

Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.

В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным. Поэтому в 1848 году к нему была пристроена теплая трапеза, освященная в 1850 году во имя Святой Живо-начальной Троицы. В 1871 году весь храм стал теплым. Он был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии.

Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух псаломщиков. Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем завода.
  В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику господина Ю.С.Нечаева-Мальцова посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря известному филантропическому (благотворительному) настроению почтенного хозяина, рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, коим подвергаются рабочие многих других фабрик.

За оправление треб (заказных служб) в конторе и в больнице священники получали от Мальцева по 134 рубля в год, дьякон - 67 рублей, псаломщики - по 28 рублей, а также имели приличный доход от служб. За храмом числилось около 50 десятин (54 га) земли. Позднее к Иоакимоанской церкви была приписана и Вековская фабрика. Улица Большая Московская стала именоваться Акиманской.   Священнослужители храма вели большую борьбу с расколом, за что священник Иоанн Казанский, член братства святого благоверного князя Александра Невского получил в 1890 году признательность от Епархии.

Стены храма были живописно расписаны. Большая схожесть настенных и ряда потолочных сюжетов с картинами В.Васнецова в Георгиевском соборе позволяет предполагать, что роспись была сделана в начале XX века.

Революция 1917 года породила в Гусь-Хрустальном большие противоречия. С одной стороны пролетарское население поселка в целом приняло идеи большевиков. С другой стороны в течение века здесь была воспитано большое почитание Бога и церкви. В 1925 году имущество храма пополнилось утварью из закрытого Георгиевского собора, но вскоре карающий меч строителей коммунизма коснулся и старейшего здания города.

Существует версия, что службы в церкви прекратились после Духова дня (следующий день после Троицы) в 1938 (и даже в 1936) году. По официальным же документам, хранящимся в архиве Ивановской области, следует, что, когда 15 марта 1940 года райисполком принял решение о закрытии Иоакиманской церкви, не сумев ее даже правильно назвать (в документах значится "Иоанноактимов-ской"), гусевчане выступили в защиту храма. И только после длительной переписки верующих с органами власти, собраний рабочих предприятий города Гусевским райисполкомом 1 октября 1940 года было принято повторное решение о закрытии. 12 ноября 1940 года оно было утверждено решением Ивановского облисполкома. Колокола были сняты, купола порушены. В неопределенное время были осквернены и находящиеся за алтарем склепы.   В 1941 году в церкви разместили механические мастерские стекольного техникума. В 1946-48 годах здесь был склад горторга. В 1948 году верующие снова обратиоись к власти с просьбой отдать здание православной общине, но получили отказ. В 1949 году в церковное здание переехала пожарная часть. Автомобили в ту пору были редкостью, ездили на лошадях, потому превратили церковь в конюшню. Противопожарная часть просуществовала здесь до 80-х годов, после чего ее место заняла служба вневедомственной охраны.


Возрождение храма

  • image
  • image
  • image

Возрождение храма началось в 1989 году с образования" в Гусь-Хрустальном православной общины, начавшей проводить работы по очистке здания церкви от последствий соцреализма.

Крестный Ход
Крестный Ход
Вид храма во время реставрации
Вид храма во время реставрации
Начало реставрации
Начало реставрации

6 августа 1989 года секретарь Владимирской епархии протоиерей Георгий Горбачев отслужил здесь первую литургию. В этом же месяце настоятелем Иокимоанской церкви был назначен протоиерей Иоанн Кравченко, прибывший в Гусь-Хрустальный из Князь-Владимирского храма во Владимире.   Церковь была переименована в Свято-Троицкую с сохранением всех приделов. Здание находилось в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, через алтарь шла лестница на устроенный в храме второй этаж, где располагалось несколько квартир, настенные росписи были закрашены суриком и забелены, естественные оконные проемы заложены, а в стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот.   Восстановление здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для устройства куполов были приглашены мастера из Загорска (Сергиева-Посада). Белый камень привозили из Добрятино, и его обработкой занималась бригада под руководством загорского мастера Юрия Древаля. Окна и рамы изготовил гусевской столяр Виктор Скворцов. Большую работу по промывке потолочной росписи сделал местный самодеятельный художник В.Абубекеров. Написанием икон занимались мастера из Наро-Фоминска, хотя сохранились и старинные иконы из Иоакимоанской, Николопольской, Заколпской церквей, а также остатки иконостаса из Губцева.

  • image
  • image
  • image
  • image

Колокола приобретались в частном порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда-то снятые с церквей и сохраненные жителями.

С 1991 года при храме действует Воскресная школа, а с 1995 года - Гусевское православное духовное училище, подготовившее за 10 лет более 30 священнослужителей.