Экстренное объявление
Справочник организаций

Музей Хрусталя имени Мальцовых

Photo
Реклама на сайте
Просмотров страницы: 1940


О экскурсии по музею Хрусталя вы можете узнать ЗДЕСЬ

О музее Хрусталя имени Мальцовых

Музей Хрусталя в Гусь-Хрустальном был создан в рамках Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В создании музея принимали участие сотрудники и специалисты во главе с генеральным директором объединения А.И. Аксеновой. Более 40 лет Алиса Ивановна возглавляла Владимиро-Суздальский музей - один из крупнейших музеев страны.

В мае 1983 года один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное и торжественное. Хрусталь необыкновенно певуч. Если умело дотронуться до края изделия, оно тихонько звенит мелодичным «малиновым» звоном. Красными, фиолетовыми, зелеными огоньками играют чудесные вещи.

Удивительны изделия XVIII века. В период становления, основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зеленого и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом.

Многие годы определение принадлежности некоторых высокохудожественных изделий с гравированным сюжетом к «мальцовскому» производству вызывало сложности, т.к. в XVIII веке отсутствовала практика клеймения стекла. В настоящее время принадлежность подобных изделий к тому или иному заводу исследователи определяют методом сопоставления и художественного анализа.

Жбан. 1930-е годы
Жбан. 1930-е годы. Стекло глушеное, роспись эмалями.
Стеклянный букет. Вторая четверть XIX века
Разумей Васильев. Стеклянный букет. Вторая четверть XIX века. Цветное стекло, гутная техника. Высота 64 см
Крюшонница. Вторая половина XIX века
Крюшонница. Вторая половина XIX века. Стекло цветное, роспись золотом и эмалями
Штоф со стопками. 1913 г.
Штоф со стопками. 1913 г. Хрусталь, гравировка, гранение, матирование

Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь - богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера - Алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева. Наибольшей популярностью пользовалась продукция из бесцветного хрусталя с алмазной гранью. Рюмки, бокалы, креманки, вазы с широкой гранью и подшлифовкой отличались чистотой, прозрачностью, единством формы и содержания. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых стали развиваться разновидности алмазных рисунков. Появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя. Так, среди ассортимента выпускаемой продукции Императорского стекольного завода упоминаются сервизы с «старомальцовской и новомальцовской резьбой», которыми пользовались в Зимнем дворце, Царском селе, Гатчине. Также гусевские мастера создали алмазный рисунок в виде растительного орнамента «светлое растение».

Достаточно быстро гусевские мастера освоили разновидность алмазной грани «русский камень», которая впервые появилась на ИСЗ в 1820-е годы. Призматическая резьба в виде восьмигранника широко применялась для обработки парфюмерных наборов. Заказчиками аптекарской и парфюмерной продукции мальцовских заводов были такие известные фирмы, как «фабрика Рале», «Товарищество Г. Брокар и К», «Товарищество С. Чепелевецкий с сыновьями» и другие. Значительную долю в ассортименте завода составляли многопредметные сервизы, исполняемые по заказу и действующему прейскуранту.

Композиция «Гимн стеклу»
Композиция «Гимн стеклу», 1983 год.
Интерьер столовой середины XIX века.
Интерьер столовой середины XIX века.
Интерьер гостинной начала XX века.
Интерьер гостинной начала XX века.
Композиция «Возврождение», 1990 год.
Композиция «Возврождение», 1990 год.

Несмотря на то, что в XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В.Н. Рябова - представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения желто-зелено-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотой», «малиновый» и «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы, а «малина» или «медный рубин» - на простом стекле.

На Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года Гусевским заводом были продемонстрированы изделия «нового изобретения» - это посуда в технике «нацвет». Сверх прозрачного стекла накладывалось цветное, которое обрабатывалось алмазным рисунком. Спрос на накладное стекло никогда не ослабевал. Благодаря постоянному совершенствованию цветовой палитры и богатому опыту варки цветного стекла, выпускали изделия из двух- или трехслойного стекла с нацветом.

В середине XIX века появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для «азиатского» рынка: кумганы, кальяны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С. Грибоедов.

Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского посольства во главе с А.С. Грибоедовым. В знак искупления вины перед русским правительством лично Мальцову персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.

В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Особой популярностью в начале XX века пользовались изделия из стекла, имитирующие ювелирные и поделочные камни - авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу и др. Появились новые приемы декора -иризация, цветные люстры, обильная роспись золотом и серебром, травление по многослойному стеклу. Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами. Практически все предметы, выполненные в технике многослойного стекла, имели сигнатуру Ю.С. Нечаева-Мальцова (владельца ГХЗ с 1880 по 1913 годы), а с 1913 года при новом владельце - сигнатуру «Ю.С. НМнкъ». «Фирменный» знак говорил о том, что на Гусевском хрустальном заводе не только в совершенстве владели техникой «галле», но и привнесли в неё неповторимые элементы национальной культуры. Излюбленными сюжетами гусевских мастеров были горные, лесные и речные пейзажи, которые органично сочетались с стволовидной и конусовидной формой изделий, а также с колоритом цвета.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

На рубеже XIX-ХX веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. Так старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию.

Мальцовские заводы наполнили рынок широким ассортиментом изделий, соответствовавших покупательной способности различных слоев общества. Деление продукции на большое количество категорий отделки воплотилось в знаменитые «мальцовские» прейскуранты, которые были рассчитаны не только на хрусталь, но и на простое, тонкое стекло высокого качества. Одинаковые прейскурантные формы изделий украшались различными рисунками алмазной грани, гравировкой или гильоширным рисунком, выполненным на специальных машинах. Нередко в одном изделии сочетались различные техники нанесения декора: алмазная грань с гравировкой, травление с живописью и др.

До 1930-х годов на заводе продолжали выпускать изделия по дореволюционным «мальцовским» прейскурантам. Рисунки на изделиях массовой продукции имели свои номера. Широко практиковалась живопись на молочном и «глушеном» стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу. Поиски нового стиля отразились в освоении современной темы: появилась роспись агитационного характера, тематические изделия. Изделия просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками. Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события страны - «Пятилетка в 4 года», «20 лет Октября», «Спартакиада народов СССР», «850 лет Владимиру».


1950-60-е годы в истории Гусевского хрустального завода отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков. В производство был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями. Массовая продукция из «глушеного» и цветного прозрачного стекла была отмечена различными наградами. Наряду с расширением производства сортовой посуды, стали осваивать выпуск высокохудожественных изделий. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки в оправе, сувенирная продукция поражали своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе гусевской хрусталь был отмечен бронзовой медалью.

Завод одним из первых среди стекольных предприятий начал выпуск высокохудожественных изделий малой серии. Данное направление связано с именами целой плеяды талантливых художников по стеклу, которые бережно хранят и развивают традиции старых мастеров.

Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Завораживают гутные работы народного художника России В.С. Муратова, которому удалось органично соединить в своем творчестве профессионализм с народными традициями стеклоделия. Декоративные скульптуры из гутного стекла, созданные Муратовым, - это целая система новых пластических решений, тонкое, образное понимание цвета. Изыскан, грациозен, изящен почерк О.И. Козловой. В традициях старого гутного стекла выполнены работы В.В. Корнеева - заслуженного художника России и главного художника хрустального завода. В них много тонкого юмора, сочное, яркое звучание стекла. Корнеев - ведущий мастер алмазной грани. Его рисунки алмазного гранения отличаются неординарностью, нестандартностью мышления с одновременным уважением к традициям классической алмазной грани XIX века. Красота природы Мещеры питает творчество "старейшины" художников - народного художника России Е.И. Рогова. Яркие декоративные ансамбли, лиричные композиции и многопредметные сервизы художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева, Р.Н. Аксенова отмечены безупречностью вкуса, образным богатством, эмоциональной содержательностью. Произведения заслуженного художника России А.С. Курилова отличает умение говорить на языке чувств, воссоздать лирические образы, оставаясь в границах пластики стекла. Излюбленный технический прием - гравировка - переходит в его работах в художественную выразительность формы.

Производство посудных форм от малой стопки до сервизов специального назначения, с одной стороны, прочно базируется на старых традициях производства, а с другой - отвечает современным требованиям технологии и эстетики быта. Гусевской хрустальный завод одним из первых в стекольной промышленности решил проблему малой серии, начав малосерийный выпуск высокохудожественных изделий из стекла, а также изделий, окрашенных концентратами окислов редкоземельных металлов. Выпускаемая в настоящее время питьевая посуда, представленная в экспозиции музея, подчеркнуто-декоративна в ее художественном решении.

В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства.

Венцом уникальных авторских произведений, расположенных в центральном нефе, является композиция «Гимн стеклу», возвышающаяся в алтарной части. Создана она художниками В.С.Муратовым и В.И. Касаткиным. Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее. Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки «Хрустальная лира».

В небольшом, уютном выставочном зале, расположенном в цоколе здания, можно познакомиться с временными выставками: «Прогулка по торговым рядам», «Шик и романтика старины», «Узорный плат и русский крестьянский костюм» и пр.

6 Января 2002 года владимирскую землю удостоил своим визитом Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Программа его поездки предусматривала посещение областного центра и Гусь-Хрустального, где Владимир Владимирович, в частности, ознакомился с работой Гусевского хрустального завода и побывал в Музее хрусталя им. Мальцовых.

В ходе экскурсии по музею генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова рассказала о том, как зарождался один из главных центров русского стеклоделия здесь, в Мещере, как самозабвенно работали гусевские мастера, осваивая зарубежные технологии и изобретая свои собственные, чтобы, наконец, слава об их таланте разнеслась по всему миру.

Алиса Ивановна поведала президенту, как непросто складывалась после революции судьба удивительного по красоте Георгиевского собора, построенного в Гусь-Хрустальном архитектором Л.Н. Бенуа на средства стекло-промышленника Ю.С. Нечаева-Мальцова. До тех пор, пока в 1983 г. там не открылся лучший в России музея хрусталя.

Храм стекла! Именно так называют этот музей и наши соотечественники, и знающие толк в хрустале итальянцы, французы, чехи... Не мог и российский президент не согласиться со столь высокой, но поистине заслуженной оценкой.

Покидая этот великолепный храм стекла, В.В. Путин в книге отзывов сделал запись: "Уникальный музей, уникальные люди - спасибо!"

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

С февраля 1981 года в цокольном помещении Музея хрусталя работает выставочный зал. Со дня образования, в небольшом уютном помещении было представлено более 90 выставок — разноплановых и многообразных по тематике и содержанию: художественные, исторические, археологические, декоративно-прикладные, которые явились яркими и значительными событиями в культурной жизни Гусь-Хрустального.

Одним из приоритетных задач в работе музея Хрусталя является эстетическое воспитание подрастающего поколения. Первые попытки в данном направлении были применены при разработке театрализованных экскурсий с демонстрацией этнографических костюмов на выставках: «Шик и романтика старины» и «Быт и торговля российской провинции» из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На базе выставки «Русский дом» были разработаны лекции и занятия «Волшебная глина», «Волшебное дерево», «Волшебное стекло».

К юбилейным датам Гусь-Хрустального были созданы выставки: «Прошлое и настоящее Гусь-Хрустального» (1996), «Хрустальный звон над речкой Гусь» (2001), «Гусь-Хрустальный. Страницы истории» (2006).

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне была открыта тематическая выставка «Они сражались за Родину» (2005 год), посвященная героям и ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям военного лихолетья и нашим землякам, не вернувшимся с полей сражений. Выставка «Они сражались за Родину» познакомила посетителей с удивительными судьбами людей. Был проведен творческий конкурс «Помнит мир спасенный о войне».

Музей Хрусталя - это не только собрание уникальных свидетельств материальной культуры, хранитель вещественных знаков эпохи, но и очаг культуры. Для гусевцев музей Хрусталя давно стал настоящим центром культурной жизни. Прекрасной традицией стала организация и проведение в музее литературных вечеров, праздников, концертов. С 2002 года администрация стекольного колледжа именно в музее Хрусталя вручает дипломы лучшим выпускникам.

В этой сфере работают

"Мещера", национальный парк ул. Интернациональная, 111, НП «Мещера»