Экопоселение – ничего общего с экологией!
Всё чаще в последнее время можно услышать о людях, придерживающихся, так называемого, экологического образа жизни. Особенно активизировались последователи Германа Стерлигова в связи с объявленным импортозамещением.
Естественным в понимании этих людей является стремление поселиться в самых необжитых и экологически чистых уголках страны. Идеальными в этом смысле являются особо охраняемые природные территории (ООПТ).
В национальном парке «Мещера» только в последние пару-тройку лет образовалось 2 подобных экопоселения: «Ягодное» и «Белое», оба в районе Тасинского разъезда. Уже из близости этих поселений к Казанской ветке РЖД можно понять, откуда пожаловали к нам их собственники.
Устав от шума и пыли столичного мегаполиса, они прибыли в наши края, потому, что национальный парк «Мещера» - это «живописное место с ровным ландшафтом, окружённое лесным массивом с трёх сторон. Очень хорошая колодезная вода. В 1 км от участка протекает река Бужа. Участок находится в зоне покрытия сотовой связи».
Несмотря на наличие приставки «эко», являющейся этакой заманчивой «морковкой», ничего общего с экологическим образом жизни эти поселения не имеют. Они представляют собой значительные по размерам (соответственно 70 и 49 га) участки земли сельскохозяйственного назначения, разделённый на индивидуальные наделы, находящиеся в частной собственности у поселенцев. Примерная размерность индивидуального участка – 1 гектар. Наличие индивидуальных «родовых поместий» подразумевает развитую дорожную сеть и наличие всех жилых коммуникаций.
Начать с того, что само строительство жилых объектов вне границ населённых пунктов на ООПТ запрещено. Таким образом, уже в этом пункте налицо нарушение природоохранного законодательства.
Другой «особенностью» подобных экопоселений является то, что, как правило, они возникают на землях сельхоз назначения. Обычно эти земли попадают к новым собственникам по отработанной схеме: в начале 90-х земли бывших колхозов и совхозов делили на паи и раздавали местному населению. Прошли годы, и какой-то гражданин скупил несколько десятков
таких паёв по 5 тыс. рублей за гектар, а затем распродал – уже по 110-150 тыс. рублей за гектар. Причём, новые собственники не в курсе того, что на землях сельскохозяйственного назначения ничего, кроме шалаша Наф-Нафа построить нельзя. Кроме того, чтобы осуществлять на территории ООПТ какую-либо хозяйственную деятельность необходимо получить согласование Министерства природных ресурсов и экологии РФ на социально-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, к коим может относиться и физическое лицо. Однако очень часто собственники, так называемых, родовых поместий игнорируют и этот пункт природоохранного законодательства, полагая, что документов о собственности достаточно для осуществления любой деятельности.
Поэтому-то они так недоумевают, когда в результате рейдовых мероприятий сотрудников национального парка в отношении них выписывается протокол об административном правонарушении. Тем не менее, организаторы экопоселений продолжают пользоваться всеобщей правовой безответственностью и распродавать участки при помощи социальных сетей.
И ещё один важнейший момент, о котором выше упоминалось – особо охраняемая природная территория, предназначенная для сохранения эталонных видов флоры и фауны. Проживание человека там, где должны жить характерные для этой местности дикие животные не допустимо.
Об этом мало кто говорит, но одна из основных современных экологических проблем – это шум. Люди, уходя от шума городов, приносят его в чужой дом. Звери, птицы и даже насекомые покидают те места, куда пришёл отдохнуть, а тем более жить, человек. Так что, пропагандируя экологический образ жизни, адепты экопоселений разрушают экологию.