Новости

Узорный плат и русский крестьянский костюм

В выставочном зале Музея хрусталя им. Мальцовых открылась выставка «Узорный плат и русский крестьянский костюм», созданная на основе коллекции тканей в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Самый большой раздел выставки представлен ситценабивными платками второй половины XIX – начала XX века. Здесь представлены платки таких известных московских фабрик, как Прохоровская трехгорная мануфактура, Товарищество Даниловской мануфактуры, и фабрик Владимирской губернии Барановых, Посылиных.

С развитием хлопконабивного дела в России стали носить ситцевые набивные платки. Покорял сердца крестьянок и мещанок кумачовый ситцевый платок, который не выгорал и не линял. В большом ходу были платки фабрики Барановых из Владимирской губернии – у них по кумачовому красному фону горели ярко-жёлтые, зелёные и синие цветы. А московская Трёхгорка купцов Прохоровых славилась кубовыми платками – тёмно-синими с красными розами, разнообразные варианты традиционного орнамента в восточном стиле с «огорцом» и растительными побегами.

Нельзя обойти вниманием раздел выставки со знаменитыми на весь мир павлопосадскими платками, производство которых было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века.

В конце XIX века русская текстильная промышленность осваивает выпуск чистошерстяных товаров, которые ввозились прежде из Германии и Австрии. Фабрика Лабзина одной из первых начинает массовое производство чистошерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей, становясь поставщиком всей этой продукции на внутреннем рынке страны. В 1881 году Яков Лабзин получает звание «Поставщика государыни Великой Княгини Александры Петровны». В 1870-м и 1882-м годах предприятие награждается серебряными медалями всероссийских художественно-промышленных выставок. К концу XIX века шерстяные шали нашли широкое распространение не только в дворянской и купеческой среде, но и приобрели популярность и у зажиточных крестьян.

Украшением выставки являются комплексы с сарафанами, которые ассоциируются в России с «национальным костюмом». На выставке можно увидеть все основные виды сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом. Сарафан с рубахой, кокошником или венцом с середины XIX века стал исключительно крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 1920-х годов.

Также на выставке представлены основные элементы женского крестьянского костюма. Особый интерес представляют женские головные уборы.

Кокошник – головной убор замужних женщин. Предназначался для больших праздников. В XVIII-XIX веках кокошник был одним из самых распростран`нных русских головных уборов.

Самшура – как праздничный, так и будничный головной убор женщин всех возрастов. Обычно надевался с платком или позументной лентой.

Сорока (кичка)– головной убор замужних женщин. Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания, или на следующий день после брачной ночи. Расплетая девушке косу, надевая сороку, приговаривали: «Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались без позатыльников. Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелья, позатыльник, верхняя часть сорок украшались вышивкой, шёлком, блесками, бисером, бусами. Особенно нарядными были позатыльники. Помимо вышивки, они украшались сетками и подвесками, низанными из красного, жёлтого, зелёного, синего, белого бисера.

Повязка – девичий и женский головной убор. Она одевалась на темя или лоб, а затем завязывалась тесёмками под косой на затылке. Повязки были праздничными головными уборами. Их надевали на святочные вечеринки-игрища, на весенне-летние гулянья, в праздник Троицы. Невесты надевали их на девичник, на обряд расплетания косы.

На выставке представлены комплексы мужского крестьянского костюма, предметы крестьянского быта, большое количество открыток и фотографий, рассказывающих о буднях и праздниках крестьян российской провинции. Небольшой раздел посвящён русской народной игрушке.

Приглашаем жителей города, особенно учащихся, посетить красочную, уникальную по содержанию выставку. На базе выставки разработано интересное занятие «Обереги крестьянского дома», на котором ребята научатся выполнять обереги для своего дома.

Мы ждём вас в выставочном зале Музея хрусталя им. Мальцовых.

Марина Сафронова
Article Poster
Экстренное объявление