Новости

«Госпожа Акинфова». Портрет неизвестной обрёл имя

В детстве многие собинские мальчишки каждое лето ездили за иргой - ягодой на больших кустарниках, образовавших целые заросли среди леса. Собирали у деревни Братилово. Про неё говорили - было там когда-то старинное имение, а кусты ирги - часть прежде обширного сада.

В то время, в 1980-х годах, от имения уже почти ничего не осталось: ни барского дома, ни сада, вот только «винная ягода» радовала изобилием, её брали вёдрами. Однако следы прежней жизни всё же сохранились - в предметах, когда-то находившихся в имении, а позже переданных в фонды нашего музея.

Один из предметов - портрет дамы, долгое время считавшейся неизвестной, атрибутировали совсем недавно. И теперь посетители Палат на выставке, которая откроется 9 августа, смогут увидеть это живописное полотно, ставшее объектом целого научного исследования.

Раскрыть тайну портрета помогла находка в Государственном архиве РФ, в фонде известного государственного деятеля - светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова (1798–1883). Это была фотография женщины с подписью «Госпожа Акинфова». Запечатлённая на снимке особа имела безусловное сходство с «неизвестной» на портрете.

Таким образом установили личность изображённой дамы: это - Екатерина Абрамовна Акинфова, урожденная Хвощинская (1820–1888). Она была дочерью младшей сестры Горчакова. В свою очередь, её внучка – Мария Владимировна Акинфова, в замужестве Алябьева, являлась последней владелицей имения Братилово.

Выставку решили назвать «Госпожа Акинфова», что символизирует итог проведённых исследований. Посетители увидят и сам портрет, и мемориальные вещи из усадьбы Братилово, в том числе дореволюционные фотографии, свидетельствующие о родственных связях представителей известных когда-то дворянских фамилий - Акинфовых, Алябьевых, Хвощинских, Анненковых.

Погружение в биографию дамы, в судьбы ее ближайшего родственного окружения позволяет понять, почему так печально лицо, запечатленное в 1866 году известным художником - Иваном Кузьмичом Макаровым (1822–1897). Кстати, чтобы установить авторство данной картины, учёным тоже пришлось немало поработать.

Этот мастер обладал своим неподражаемым почерком, что проявлялось в особенностях живописной манеры, излюбленных и устоявшихся приёмах письма. Сложные технологические исследования, проведённые во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени И.Э. Грабаря, позволили выявить отсутствие подготовительного рисунка, традиционный композиционный, колористический и светотеневой принцип построения портрета, характерный химический состав красочного слоя, особую систему наложения живописных слоев и лессировочных мазков, которые аналогичны эталонным произведениям Ивана Кузьмича Макарова.

А наличие авторской подписи, датировки, сведений об истории бытования и источнике поступления произведения являются весомыми аргументами для подтверждения подлинности живописного полотна.

Article Poster
Экстренное объявление