Что делать, если в отношении гражданина совершено противоправное деяние
Начальник Штаба Межмуниципального отдела МВД России «Гусь-Хрустальный» подполковник внутренней службы Сергей Клюшников разъясняет что делать, если в отношении гражданина совершено противоправное деяние:
- Если Вы считаете, что Ваши права нарушены - следует как можно быстрее сообщить об этом в полицию.
С заявлением (или сообщением) о преступлении, либо об административном правонарушении можно обратиться в любое время:
- лично в территориальные органы МВД России,
- через официальные сайты,
- по телефону 102,
- либо через единую диспетчерскую службу.
Соответственно, заявление (сообщение) может быть изложено как вписьменной, так и в устной форме.
• Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (внезависимости от времени и места совершения противоправного деяния).
• Не имеет значения полнота информации о нарушении закона. Устанавливать обстоятельства происшествия, проводить по заявлению и сообщению проверку или расследование, принимать необходимые меры - работа полиции. Тем не менее, помните (!): от того, насколько точно и подробно Вы изложите известные Вам сведения об инциденте – зависит успешная работа стражей порядка.
• Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
• При личном обращении предъявите удостоверяющие личность документы, а при обращении по телефону - назовите фамилию, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон.
• Вас официально предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
При приеме заявления и сообщения о преступлении или административномправонарушении в дежурной части заявителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении, где указан регистрационный номер, который позволит отследить проводимую по Вашему обращению работу.
Информация о решении по заявлению в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. По каждому заявлению о преступлении может быть принято одно из решений:
• о возбуждении уголовного дела,
• об отказе в возбуждении уголовного дела,
• о направлении по подследственности, либо по территориальности.
Если уведомление не получено - обращайтесь в территориальный орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Информацию о ходе и результатах рассмотрения Вашего заявления и сообщения также можно получить, записавшись на личный прием к руководителям органа внутренних дел, в котором оно было подано.
Имейте в виду:
• Если рассмотрение Вашего заявления и сообщения о преступлении не входит в компетенцию органов внутренних дел – оно будет перенаправлено в соответствующий федеральный государственный орган в соответствии с правилами подследственности.
• В случае несогласия с решениями и иными действиями (бездействием) следователя или дознавателя Вы имеете право обжаловать их у руководителя следственного органа, прокурора либо в суде.
Не забывайте о том, что для эффективной защиты Ваших прав Вам необходимо не только обратиться в органы внутренних дел, но и самостоятельно предпринять определенные шаги:
1. Выполняйте все советы, которые Вам по телефону или лично дают сотрудники полиции. К примеру, если совершена квартирная кража – не следует ходить по жилищу и прикасаться к вещам, чтобы случайно не уничтожить возможные улики. Бывают случаи, в которых от вас потребуется активная помощь расследованию.
2. Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, необходимо не делать с мобильным телефоном никаких операций, которые способны уничтожить данные о звонках. Лучше всего его выключить до прибытия сотрудников полиции.
Также следует как можно быстрее обратиться в банк с заявлением о блокировке операций с Вашим счетом и об отзыве сомнительного перевода.
3. Окажите помощь полицейским в получении информации – оперативном получении справок от оператора связи о Ваших переговорах, справок из банка о движении денег по Вашему счету.