Школа №5 – лауреат Всероссийского конкурса
24-25 октября в Москве состоялся финал VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2019». Оператором, обеспечившим проведение этого масштабного мероприятия, стал Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО).
В первый день состоялось торжественное открытие и проведение конкурсных испытаний среди финалистов в Большом зале Дома Пашкова.
С приветственным словом к финалистам конкурса, гостям мероприятия – всего их собралось более 150 человек – обратилась директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехина. Она отметила, что в этом году в конкурсе приняли участие 81 организация, к очному этапу были допущены 40 участников в двух номинациях - инклюзивная школа и инклюзивный детский сад. «Нам важно, чтобы инклюзивное образование развивалось системно, - отметила Ирина Олеговна. - Когда и воспитатель, и педагог, работающий с особым ребенком, знает особенности этих детей, и все они получают поддержку специалистов».
Большую поддержку конкурсу оказала Общественная палата РФ, от имени которой перед участниками финала выступила глава Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, заслуженная артистка РФ Д.Г. Гурцкая. «Большое счастье, что у нас в стране есть система сопровождения и социализации особых детей, начиная с детского сада», - сказала она. Председатель Ассоциации инклюзивных школ Я.Ю. Сарбеева также выразила поддержку конкурсу в его работе по трансляции эксклюзивных практик и новаций в сфере инклюзивного образования. «Более 80 школ из 56 регионов России входят сегодня в Ассоциацию, и ее эксперты готовы всегда поделиться своими знаниями и опытом с вами», – сказала Яна Юрьевна.
Нотку радости и озорства в торжественный и по-взрослому серьезный ход мероприятия привнесли участники ансамбля жестовой песни Специальной коррекционной школы №52 г. Москвы.
В ходе оригинальной жеребьевки (номер участника был спрятан в настоящем золотом орешке), которая проходила отдельно для каждой номинации, были определены участники первой и второй частей конкурсного испытания. Затем в течение более чем пяти часов участники финала презентовали проекты и практики инклюзивных школ и детских садов, после чего 20 членов жюри определили по три победителя в каждой номинации.
Кульминацией VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2019» стала церемония подведения итогов, награждения и закрытия, которая прошла в Общественной палате РФ. В ней приняли участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехина, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, вице-президент Всероссийского общества слепых О.Н. Смолин, исполняющая обязанности директора ИКП РАО Т.А. Соловьева и председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Российской Федерации Д.Г. Гурцкая. «Труд педагога инклюзивного образования формирует не только личность ребёнка с особыми образовательными потребностями, он распространяется на всех детей, прививая доброту и отзывчивость. В группе, классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, всегда можно наблюдать картину, как в других раскрываются милосердие, толерантность, внимание к каждому человеку, умение прийти на выручку и другие положительные качества личности», – отметила О.Ю. Васильева.
Среди лауреатов, прошедших в очную часть конкурса, стала МБОУ «ООШ №5» г. Гусь-Хрустального. Школу представили директор Т.Н. Овсова и учитель начальных классов, руководитель инновационной площадки по формированию культуры ЗОЖ младших школьников с особыми образовательными потребностями Н.С. Кузьмина. С учетом заочной и очной частей конкурса гусевская школа №5 вошла в 10-ку лучших, а по защите презентации проекта с ответами на вопросы вышла на 5-ое место.
Коллектив учреждения считает это событие значимым результатом своей работы. Приняв участие в Конкурсе и пройдя отбор в очную часть, мы имели возможность обменяться опытом с другими регионами РФ, представить свои наработки и особенности, ознакомиться с новыми формами работы и лучшими практиками инклюзивного образования. По итогам конкурса школа получила сертификат участника и диплом лауреата Всероссийского уровня, а также получила приглашение о вступлении в Ассоциацию инклюзивных школ.