Новости

Позаботьтесь о регистрации товарного знака!

Использование товарных знаков давно стало массовым, обыденным явлением. Предприятия и организации разрабатывают и используют логотипы, эмблемы, цветовую гамму для своей идентификации и визуального привыкания потребителей к их товарам и услугам. Таким образом, выразительный, простой и запоминающийся товарный знак является одним из главных элементов имиджа фирмы и помогает потребителям ориентироваться при выборе товаров и услуг.

Законодательством РФ не запрещается использовать незарегистри-рованный товарный знак. Однако при этом всегда есть риски, о которых предприниматели и руководители предприятий задумываются только тогда, когда уже столкнулись с проблемами. Причем, как отмечают специалисты отдела информации и ВЭД Торгово-промышленной палаты Владимирской области, проблемы, связанные с использованием незарегистрированного товарного знака, могут быть следствием как недобросовестного, так и, напротив, добросовестного поведения конкурентов на рынке.

В первом случае обычно это намеренное использование репутации уже известного товарного знака – создание похожей символики, упаковки, дизайна, названий и т.д. для продвижения таких же (или схожих) товаров или услуг. Например, на полках магазинов появилось масло в упаковках, схожих до степени смешения, но при этом одно из них высококачественное сливочное, а другое – из растительных жиров, да еще и с химическими добавками. Поскольку в результате такого «антимаркетинга» реализация продукта у добросовестного производителя упала, ему пришлось существенно снизить цену.

Возможен (и в последнее время такие случаи участились) и риск того, что кто-нибудь оформит ваш незарегистрированный (или очень похожий) товарный знак на себя с целью в дальнейшем потребовать вознаграждение за его использование или взыскать компенсации «ущерба» через суд за «нарушение» прав в области интеллектуальной собственности. В итоге конкуренты захватывают ваш рынок сбыта, либо наносят ущерб вашей репутации и имиджу. В случае со сливочным маслом потребители стали неохотно брать продукт добросовестного производителя даже после снижения цены, потому что уже «проецировали» на него плохое мнение о качестве подделки.

В случае добросовестного поведения на рынке проблемы возникают непредумышленно, когда вдруг (допустим, при расширении географии бизнеса) обнаруживается конкурент, работающий в той же отрасли со схожим товарным знаком. При этом невозможно что-то предпринять против конкурента в судебном порядке, поскольку ваш товарный знак не зарегистрирован и, соответственно, ваши права формально не нарушены.

Или такой пример. Редакция газеты исполняла договор о предоставлении субсидии из государственного бюджета на реализацию тематического информационного проекта. Условием договора было размещение материалов под единым логотипом. Редактор понимал под ним тот логотип, который стоит в названии газеты, то есть – размещение материалов на страницах обычных выпусков газеты, а не в приложениях или спецвыпусках. Счетная палата рассудила иначе: по мнению аудитора, информационные материалы должны были размещаться не под общим, а под специально разработанным для конкретного информационного проекта логотипом. Судья встала на сторону аудиторов, редактор понес административное наказание в виде штрафа. А вот если бы логотип газеты был зарегистрирован как товарный знак, редактор легко бы доказал свою правоту в суде.

Очевидно, что материальные и моральные потери, связанные с использованием незарегистрированного товарного знака, могут оказаться несоизмеримо большими, чем расходы по его регистрации в установленном законом порядке.

С другой стороны, регистрация товарного знака может затянуться на 13-18 месяцев. Убыстрить этот процесс и решить все сопутствующие вопросы могут организации, плотно сотрудничающие с Роспатентом. В их числе - ТПП Владимирской области.

Article Poster
Новости по теме
Экстренное объявление