Во Владимирской области развивают дирижабледром
Единственная в стране воздухоплавательная площадка действует во Владимирской области. Уникальный объект в рамках рабочей поездки в Киржачский район посетил Губернатор Александр Авдеев.
Дирижабли – это не раритетное прошлое и не гонка за экстравагантностью. Модернизированные воздушные машины можно использовать и в настоящем. Изначально дирижабледром в Киржачском районе был построен для обеспечения эксплуатации российских дирижаблей AU-30, проведения работ по аэросканированию и фотосъёмке местности. Ввод в эксплуатацию мобильных комплексов внеаэродромного обеспечения позволили обеспечивать перебазирование дирижаблей в другие регионы страны, в любые точки, не оборудованные для приёма таких экзотических воздушных судов, соблюдая при этом все правила полётов и меры авиационной безопасности, а также обеспечивая высокую оперативность действий.
Из-за кризиса в 2008 году проект фактически свернули, а сегодня он обретает новую жизнь. Собственником воздухоплавательной базы является АО Научно-производственное предприятие «СПЕЦ-РАДИО», основной вид его деятельности – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Предприятие активно выступает за развитие и применение воздухоплавательной техники. Площадка в Киржаче уже используется в качестве испытательного полигона не только для дирижаблей, но и для беспилотных летательных аппаратов.
Дирижабли имеют сложнейшую умную начинку, способную решать широкий комплекс задач, в том числе в области выполнения технического мониторинга, патрулирования местности, проведения спасательных операций, фото- и видеосъёмки, метеорологии, доставки грузов. А могут использоваться и в туристических целях.
«На сегодняшний день дирижаблестроение переживает второе рождение. Эти системы безопасны, экономичны и эффективны. На той базе, которая создана нашими отцами и дедами, мы делаем гораздо более эффективные вещи. Дирижабли имеют свой определённый сегмент, нельзя их сравнивать с вертолётом или самолётом. Они более тихоходны, но грузоподъёмность у них лучше. Они максимально безопасны: оболочка не может взорваться, поскольку используется гелий, он не взрывоопасен», – пояснил генеральный директор НПП «СПЕЦ-РАДИО» Кирилл Селеня.
К примеру, транспортный дирижабль грузоподъёмностью от 20 до 60 тонн способен обеспечить доставку крупногабаритных грузов в труднодоступные места на дальности от 2000 до 4000 километров. Актуально применение привязных аэростатных комплексов, которые позволяют обеспечить непрерывное дежурство в воздухе различных видов полезных нагрузок (радиолокационная станция, ретранслятор связи, тепловизионный комплекс наблюдения, средства радиоэлектронной борьбы) в течение длительного времени.
«Сейчас с точки зрения военных технологий всё идёт к миниатюризации – всё популярнее беспилотные системы. Но и у дирижаблей – больших, объёмных аэростатов – тоже есть перспективы для использования в гражданских целях, в том числе и во Владимирской области. В некоторых вопросах это удобнее и дешевле, чем применение самолётов или космической группировки наблюдения. Так, чтобы мониторить ситуацию с пожарной опасностью в лесах или на мусорных полигонах, необходимы беспилотники или самолёты. Один такой дирижабль может накрыть всю область системами оптического и радиоэлектронного наблюдения, передачи данных. В других странах уже есть примеры использования дирижаблей», – отметил Александр Авдеев.