И это всё – о Гусе?!
Помню своё удивление и восторг открытия, когда первый раз, приехав в славный город Касимов, я вошел в Касимовский краеведческий музей и увидел то, чего давно искал – подтверждение связи названия реки Гусь и древней Гусской волости с образом священной для жителей Мещёры и не только (еще со времён раннего железного века), птицы гусь. В музейной витрине вместе с боевой кольчугой, щитом и оружием висел стальной воинский шлем, сфероконический формы с невысокой тульей, плавно переходящей в конус, на вершине которого красовалась голова гуся. При более внимательном рассмотрении, стало видно, что весь шлем - это гусь, защищающий голову воина своими крыльями!
По бокам и сзади тульи шлема - рельефное изображение перьев, заполненных листьями и цветами. Эти изображения выполнены в технике резьбы, гравировки и насечки золотом. На передней части шлема – солнце с антропоморфными чертами лица и растительным орнаментом (на щите укреплены такие же рельефные солнца- «ярила»: одно в центре и четыре – по кругу.) На венце тульи шлема, по всей её окружности, имеются гравированные арабские письмена. По бокам на заклепках – трубочки для плюмажа из перьев, декорированные насечкой и гравировкой. К нижней части шлема прикреплена кольчужная «бармица» из мелких стальных колец для защиты шеи и горла воина.
Из беседы с сотрудниками музея стало известно, что эти доспехи относятся к ранним музейным собраниям и попали в музей еще в 20-х годах ХХ века.
У истоков создания музея стояли историки и краеведы: А.А. Мансуров, И.А. Китайцев, С.Х. Булатова, В.И. Кислов, А.А. Оленин и др. Некоторые из них попали под каток сталинских репрессий. В частности - историк И.А. Китайцев, из сохранившихся записок которого стало известно, что доспехи «Ногайского князя» были вывезены из родового имения князей Олениных в селе Салаур Касимовского уезда (ныне Шиловский район Рязанской области).
Именно в этом поместье прошли детские годы Алексея Николаевича Оленина (09.12.1763-29.04.1843г.г.) - российского государственного деятеля, историка, археолога, художника.
Именно благодаря исследованиям А.Н. Оленина было установлено, что знаменитый русский шлем, случайно найденный недалеко от Юрьев-Польского (Липецкое сражение 1216г), принадлежал Ярославу Всеволодовичу - отцу Александра Невского.
Поэтому нет ничего удивительного, что и в своей усадьбе в селе Салаур князь А.Н. Оленин собирал коллекцию древностей, среди которых были доспехи и шлем с гусём.
В 1831г. Алексей Николаевич опубликовал книгу «Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых велико-княжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань». Есть и другие описания древностей, найденных вдоль правого и левого берега Оки. Надеюсь скоро найти в записях князя данные о точном месте находки доспехов и шлема.
Хотя, уже упомянутый историк - краевед И.А. Китайцев считал, что эти доспехи должны храниться в Касимове, недалеко от места их находки – устья реки Гусь! Известно так же, что в средневековье устье реки Гусь имело стратегическое значение, т.к. именно здесь находился осенний конный брод, где можно было переправить конницу на другой берег Оки. Здесь скрещивались военные, торговые и «ловчие» - тайные пути, здесь проходил печально знаменитый Петелинский шлях, по которому гнали русских невольников в ордынское рабство и по которому проезжал князь Александр Невский.
О самом же шлеме и всех доспехах можно сказать следующее: это произведение искусных оружейников стоило очень дорого и явно принадлежало знатному воину- полководцу , со статусом не ниже князя. Доспехи и шлем, скорее всего, были парадными и привезены были издалёка!
По стилю и классификации старинных доспехов можно сказать, что они индо-иранского (персидского) происхождения. Шлемы такой формы были впервые завезены на Русь с Востока, где именовались «КОЛ-АХУД». В переводе это означает «круглая голова» (вспомните русскую сказку про колобка)…
Впервые такие шлемы появились в Месопотамии во второй половине III тыс. до н.э., а затем распространились в сирийско-палестинском регионе. Шлемы отличались довольно невысокой, полусферической тульей, плавно переходящей в конус. С началом I тыс. до н.э. из Ассирии и Урарту они попадают в Западный Иран. Шлемы такой формы были лёгкими, но обладали значительными защитными свойствами: благодаря конструктивному решению удар фактически соскальзывал с головы. В Западную Европу они попали, после крестовых походов, но не использовались для защиты. На Русь «холахуды» пришли в замену тяжелым, кованым из отдельных
крестообразных пластин , варяжским шлемам и на протяжении всего средневековья оставались наиболее распространенной разновидностью шлема, вплоть до XVI-XVII веков. К концу XVII века весь комплекс защитного вооружения той эпохи начал выходить из употребления в связи с появлением огнестрельного оружия.
Кроме гуся, распростёршего свои крылья, защищая воина, на шлеме удивляет главное украшение лобной части – ярило с человеческими чертами, солнце с длинными клинообразными лучами.
Соседство гуся и солнца – неслучайно! Индо-иранской и индо-европейской культурам был свойственен культ солнца, а гусь, как символ и священный знак – всегда был воплощением солнца, еще со времен каменного века… Так что – исследования продолжаются!