Гусь-Хрустальный – город музыкальный!
Гусь-Хрустальный не зря называют не только городом стеклоделов, но и городом художников, поэтов и музыкантов!
И это – не случайно. Производство хрустальных и стеклянных изделий на Мальцовских фабриках не могло развиваться без одновременного развития творческого начала в самих жителях фабричного посёлка Гусь. Гутные мастера, шлифовщики, рисовальщики, гравировщики, их помощники, подмастерья – были настоящими художниками своего дела, а художник – в любых условиях остаётся творческой личностью. Любой мастер – славен своими учениками, поэтому в Гусе поощрялось занятие молодёжи творчеством. Особенно ценилось занятие художеством и прикладным искусством наиболее близкими к хрустальному производству.
«Гусь-Хрустальный – поселок музыкальный» - так шутили в народе. И это всё потому, что в Гусе было много любителей игры на струнных инструментах. Управляющий всеми Гусевскими фабриками В.В. Дубасов – брат Московского генерал-губернатора, для поддержки музыкальных талантов в Гусе купил в 1907г. инструменты для целого балалаечного оркестра.
Самодеятельные музыканты не зная нотной грамоты играли на слух или по упрощенной цифровой нотной системе на литературно-музыкальных вечерах и на улице для гуляющей публики бесплатно.
Одновременно был создан оркестр из гитар, мандолин, домр и баянов. Лучшим баянистом в Гусь-Хрустальном, в то время, считался гутный мастер Захар Купцов, впоследствии ставший организатором и командиром Гусевского отряда Красной Гвардии, геройски погибший на Деникинском фронте.
Кроме этого на танцевальных вечерах гусевской интеллигенции и в Бариновой роще, во время народных гуляний, играл местный духовой оркестр. Благодаря священникам гусевских храмов в Гусе были созданы неплохие хоровые коллективы.
В 1906г. гусевские любители театрального искусства создали свой театр. В зимнее время сцена театра находилась в здании общественных собраний (Старая милиция), которое с этих пор и стали называть “Зимним театром». В летнее время сцена для театра оборудовалась в просторном дощатом бараке.
Первыми режиссерами гусевского театра были Екатерина Ивановна Болдина и Константин Семёнович Куркин. Театральный коллектив состоял из 40 человек. В него входили не только представители интеллигенции: врачи, учителя, но и простые рабочие. Любимцем театральной публики был Алексей Александрович Смольнов – простой рабочий-столяр, сыгравший роли более чем в двадцати спектаклях. Перед постановкой пьесы А.М. Горького «На дне» артисты гусевского театра в полном составе ездили в Московский худ. театр (МХТ), где встречались со Станиславским.
С 1918г. Гусевской драм кружок себя горделиво именовал «Музыкально-драматическим обществом».
В 1930г. в Гусь-Хрустальном был построен клуб им. Ленина, сыгравший огромную роль в развитии культуры Гусь-Хрустального, особенно среди детей и молодежи. 6 ноября 1951г. был открыт клуб стеклозавода им. Дзержинского. Деятельность творческих коллективов обоих клубов была многогранна. Клубные артисты собирали аншлаги зрителей разных поколений не только в своих зданиях, но и во время выездных концертов, в цехах заводов, на колхозных полях и фермах.
4 ноября 1977 года в городе открылся ДК Хрустального завода, который для многих горожан стал дорогой к прекрасному. В новом ДК были созданы прекрасные самодеятельные коллективы. А с приходом в 1978г. хореографа Ольги Владимировны Кузнецовой искусство танца в городе поднялось на новую ступеньку. На высоком уровне развитие было и хоровое искусство. С начала 50-х годов в городе было создано более восьми хоров, занимавшихся хоровым искусством на высоком уровне. Среди них особо выделялись хоровые коллективы клуба Ленина и дома работников просвещения под руководством Н.И. Касаткиной. Во многом благодаря ей в марте 1987г. в Гусь-Хрустальном прошел первый хоровой фестиваль «Хрустальная лира», завоевавший настоящее время Всероссийское и международное признание.