75 лет Победы и поиск длится по сей день. Его нашел поисковый отряд из далекой Дании
В октябре 2020 года во Владимиро-Суздальский музей-заповедник пришло письмо из Посольства России в Дании с просьбой найти родственников нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Кутырева Анатолия Васильевича. Из имеющихся сведений о Кутыреве А.В. было известно лишь то, что он участвовал в освобождении датского острова Борнхольм в 1945 году и был награжден медалью «За боевые заслуги».
Поиски Анатолия Васильевича были осложнены тем, что его имя не было упомянуто в известных изданиях «Книга памяти. Том 7. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район» (1995) и «Солдаты Победы. Том 5. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район» (2008). Также Кутырев А.В. не числился в списках участников Великой Отечественной войны в Советах ветеранов города и района. Но в «Книге памяти», в списках погибших гусевцев оказалось пять Кутыревых, трое из которых уроженцы п. Уршель Гусь-Хрустального района. Более того в современном телефонном справочнике все абоненты с фамилией «Кутырев» оказались уршельцами. Данный факт явился основой для поиска родственников Кутырева Анатолия Васильевича в районном поселке.
К поиску были подключены Совет ветеранов и отдел образования Гусь-Хрустального района. Была найдена дочь нашего воина - Царева (Кутырева) Людмила Анатольевна, которая после окончания школы уехала в г. Владимир и там прожила почти всю жизнь. В 2000-х годах с мужем вернулась в Уршель. В семейном альбоме сохранились фотографии Кутырева Анатолия Васильевича, в том числе и фронтовые.
Из воспоминаний Людмилы Анатольевны нам стало известно следующее.
Кутырев Анатолий Васильевич родился 2 мая 1914 года в поселке Уршель Гусь-Хрустального района Ивановской (ныне Владимирской) области в семье рабочего Уршельского стекольного завода. Был старшим сыном из шестерых детей семьи Кутыревых. После окончания школы пошел работать на Уршельский стекольный завод выдувальщиком («ручным мастером»). Принимал активное участие в деятельности заводского духового оркестра. Одаренный музыкант, не имея профессионального музыкального образования, играл на различных инструментах.
В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В составе музыкального взвода 18 Мгинской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии (18СД) прошел боевой путь от Москвы до берегов Балтийского моря. Участвовал в боях на Сталинградском, Ленинградском, Волховском, 3 Прибалтийском, 2 Белорусском фронтах. Кутырев А.В. был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги». Победу встретил на датском острове Борнхольм в Балтийском море.
В конце 1945 года, после демобилизации, Анатолий Васильевич вернулся в родной поселок, где его ждала жена с двумя детьми. Фронтовик вернулся к прежней профессии и любимому увлечению музыкой, став руководителем духового оркестра. В семье Кутыревых родилось семеро детей: Людмила (1940 г.р.), Борис (1942-1995), Виктор (1946-2011), Владимир (1948-2013), Наталья (1950 г.р.), Валентин (1952-1999), Татьяна (1958 г.р.).
Но мирная жизнь Анатолия Васильевича была недолгой. 24 августа 1962 года он скоропостижно скончался.
Потомки нашего героя увековечили имя деда и отца, предоставив сведения о нем на портал «Дорога памяти», представляющую собой галерею фотоснимков тех, кто участвовал в войне.
Все сведения были отправлены в Данию. В ответ мы получили большое письмо. Нашего земляка разыскивал поисковый отряд учащихся школы при Посольстве России в Дании. Это пятеро детей, которые называют себя бойцами отряда, под руководством учителей ведут огромную поисковую работу. Самая старшая девочка в отряде — ученица 11 класса, а самый маленький «боец» — третьеклассник. Эти дети не только нашли материалы и создали полную картину пребывания советских войск на Борнхольме, но и составили свою «Книгу памяти». Ведут поиск родственников, потомков, связываются с краеведами, большим числом неравнодушных людей. Наиболее полные сведения о героях поисковики помещают на сайт «Русский век» и школьный сайт. К юбилею Победы в Посольстве школьники и преподаватели организовали выставку. Ведется подготовка второй, более расширенной экспозиции.
Вот что пишут бойцы поискового отряда: «Исполнилось 75 лет со дня освобождения советскими войсками острова Борнхольм. Это произошло одновременно с капитуляцией Германии, и десант на маленький датский остров стал одним из завершающих событий в борьбе советского народа с фашизмом. Сегодня мы сталкиваемся с многочисленными попытками искажения исторической правды. Наш отряд решил воссоздать подлинную историю освобождения Борнхольма.
Мы начали поиски с обращения в архивы Министерства Обороны России, где нам удалось найти подлинные документы, рассказывающие о тех событиях. В открытом доступе есть много материалов, но в них сложно разобраться. Мы разработали несколько направлений поисков. Составив список солдат, освобождавших Борнхольм и погибших здесь в 1945-1946 годах, мы постарались восстановить их судьбы и найти потомков.
Мы начали переписку с различными организациями в России. Часто приходят сообщения, что ничего найти не удалось. Но, несмотря на это, обнаруженных историй достаточно для увлекательного рассказа о судьбе героических солдат и офицеров Советской Армии. Иногда надо подолгу ждать ответ, уточнять адреса. В документах встречаются неразборчивые или ошибочные записи. Кроме того, за семьдесят пять лет поменялись названия населенных пунктов, районов и областей.
В Государственном Военном музее в Москве хранится подлинное знамя 18 стрелковой дивизии. Мы проследили боевой путь этого соединения. В 1942 году 18 стрелковая дивизия третьего формирования из Рязани была отправлена защищать Сталинград. После тяжелых кровопролитных боев ее вывели в тыл, в город Скопин. Получив пополнение и вооружение, дивизия заняла позиции в районе города Мга. Полкам дивизии удалось одними из первых прорвать блокаду Ленинграда. За мужество и героизм дивизии было дано название Мгинская и присвоена первая награда – орден Красного Знамени. Там же, под Ленинградом, солдатам 419 стрелкового полка удалось захватить один из первых экземпляров нового фашистского танка «Тигр».
Героическая дивизия вела бои на Карельском фронте. Многие ее солдаты и офицеры награждены орденами и медалями за форсирование реки Свирь. После выхода Финляндии из войны и освобождения Советского Заполярья от фашистов дивизия эшелонами выехала в Варшаву. В составе Второго Белорусского фронта воины дивизии участвовали в Восточно-Померанской наступательной операции, освобождали сильно укрепленные населенные пункты Балтийского побережья.
Практически тем же путем с Карельского фронта до польского берега Балтики шла 205 стрелковая дивизия. За героизм ей было присвоено имя Гдынской. Она награждена орденом Суворова.
Генерал авиации Слепенков командовал авиасоединением в Кольберге. Он дважды отправлял ультиматумы немецкому командованию гарнизона острова с требованием сложить оружие, и самолеты его соединения бомбили корабли и береговые укрепления отказавшихся сдаться фашистов. Первый советский ультиматум фашистское командование проигнорировало. Последовавший за ним второй ультиматум также был отвергнут. После бомбардировки немецких объектов к острову из Кольберга вышел отряд торпедных катеров. По воспоминаниям одного из командиров корабля, при подходе к Борнхольму они столкнулись с группой немецких транспортных судов, следовавших из Рённе в Германию под охраной своих сторожевых катеров. В ответ на требование вернуться в порт, боевые корабли фашистов открыли огонь. В бою был смертельно ранен старшина Приходько. На выручку советским морякам подоспела авиация. Фашисты были вынуждены возвратиться на Борнхольм. Наши моряки сопроводили их в порт и высадились на берег. Это были первые советские воины, ступившие на датскую землю.
Моряки-десантники с удивлением обнаружили огромный немецкий гарнизон, вооруженный до зубов и не собиравшийся сдаваться. Командир десанта потребовал, чтобы немцы немедленно сложили оружие. Численность фашистского гарнизона на Борнхольме многократно превосходила силы десанта. Немцы пригрозили отважным советским морякам расправой и продолжили подготовку к эвакуации, рассчитывая сдаться британской армии.
Во время войны на Борнхольме действовали отряды датского Сопротивления. С помощью датских партизан советским воинам удалось захватить немецкий аэродром и узел связи. Подошедшие на следующее утро основные силы принудили фашистов к капитуляции.
Вслед за моряками, первым высадился в порту города Рённе 419 стрелковый полк. Следом за ним прибыли остальные подразделения и были размещены в различных точках острова.
С прибытием советских войск помимо четырех партизанских отрядов был создан еще один, в него вошли датские военные и полицейские. Вместе с советскими войсками они охраняли порядок на острове.
Датчане встретили советские войска настороженно, но вскоре лед в отношениях растаял. Этому способствовали визиты на остров представителей датского правительства и командования войск союзников, взаимные приемы, поездка генерала Короткова и группы советских воинов в Копенгаген по приглашению датского короля, а также доброжелательное отношение наших воинов к местному населению.
9 и 10 мая 1945 года первые полки 18 стрелковой дивизии высадились на берегу Борнхольма. Командовал первым десантом полковник Полувешкин. С марта 1944 года он исполнял обязанности комдива. В августе 1945 года он возвратился на Родину, передав командование генералу Якушову. Советский контингент в Дании возглавлял генерал Коротков.
Места расположения частей были разбросаны по всей территории острова. Штаб советских войск занимал одну из гостиниц города Рённе. Госпиталь, развернутый 83 медсанбатом, находился в Альмендингене. Остальные подразделения разместились в специально отведенных местах за чертой датских населенных пунктов.
Глядя на скромные временные постройки, которые своими силами возвели солдаты гарнизона, датчане удивлялись спартанским условиям их жизни. Их также удивили непривычного вида повозки, которые привезли с собой русские. На телегах, запряженных ухоженными лошадьми, перевозился весь нехитрый скарб. При казарменных городках для лошадей были построены отдельные конюшни. В частях проводили занятия по боевой подготовке, читали лекции на политические темы. Солдатам было категорически запрещено посещать датские города без специального разрешения. Во всех населенных пунктах были расклеены объявления о запрете продажи русским военным спиртных напитков. Гарнизон был обеспечен всем необходимым, работали солдатские магазины. У местного населения ничего не изымалось и не конфисковывалось. Когда датские коммерсанты предложили советскому командованию свою сельскохозяйственную продукцию, она была приобретена по установленной датчанами цене с оплатой в датских кронах.
В свободное время в солдатском клубе показывали кинофильмы, которые привозили из Кольберга. Датчанам разрешалось посещать эти сеансы. Рядом с казарменными городками были построены спортивные площадки, где занимались солдаты. Гимнасты и силачи давали показательные выступления для местного населения. На городском стадионе состоялся футбольный матч между командами красноармейцев и борнхольмских спортсменов.
В день годовщины Октябрьской революции был проведен парад. С развернутыми знаменами, под звуки военного марша солдаты чеканили шаг по улицам Рённе.
Особое впечатление на местное население производили концерты полковых оркестров, организованные по выходным дням на городских площадях. Звучали русские песни, под звуки вальса кружили пары. Концерты превращались в танцевальные вечера, в которых участвовали и советские воины, и местные жители. Датчанам очень нравились зажигательные пляски в исполнении советских солдат. Кроме популярных песен и мелодий здесь можно было услышать народные напевы со всех уголков многонационального Советского Союза.
На острове был расквартирован 83 медико-санитарный батальон. В госпитале солдаты долечивали раны, полученные в недавно отгремевших боях. Но не всех больных воинов удалось поставить на ноги.
Советские солдаты и офицеры крепко сдружились с местным населением. Сохранились многочисленные фотографии, на которых наши воины запечатлены вместе со своими борнхольмскими друзьями.
Живым свидетелем тех событий была Ирина Георгиевна Комо-Демидова, дочь эмигрантов, покинувших Россию после революции. Она была переводчицей и входила в датскую правительственную группу, работавшую вместе с советскими военными. Ирина Георгиевна в настоящее время живет в Париже. Мы связались с ней и взяли интервью.
Весной 1946 года начался вывод советских войск с территории Дании. По договоренности с советским командованием одновременно на Борнхольм высадились полки датской армии. Дания выполняла основное условие Советского правительства – отныне и навсегда на острове Борнхольм не будет никаких иноземных войск, он будет только датским.
Время пребывания советских войск на Борнхольме было омрачено ужасным событием. Датское спасательное судно «Вестерхавет», следовавшее из порта Рённе в порт Кольберг с советскими воинами на борту, подорвалось на немецкой мине, оставшейся на дне Балтийского моря со времен войны. Нам удалось установить имена погибших в кораблекрушении. На мемориале в городе Аллинге их них упоминается только 18 человек.
В нашей Книге Памяти советских воинов, освобождавших Борнхольм и погибших в 1945-1946 годах, представлено более 180 фамилий. Работы по уточнению списков продолжаются.
В настоящее время наш отряд готовит вторую выставку, более полную, чем прежняя. Нам удалось разыскать потомков некоторых солдат и офицеров, которые передали нам копии бесценных семейных реликвий – фотографий, писем с фронта, рассказали о жизни своих героев. Кроме того, в датских источниках мы нашли материалы о моряках судна «Вестерхавет», погибших в крушении вместе с нашими воинами.
Последней нашей находкой стала история второго взрыва, в феврале 1946 года. В Балтийском море на мине, практически в том же месте, где случилась трагедия «Вестерхавета», взорвался пароход «Мга», перевозивший советских воинов с Борнхольма в Кольберг. Мы надеемся восстановить обстоятельства крушения и дополнить списки Книги Памяти именами пока не известных героев».
Благодаря поиску ребят, наших соотечественников, живущих в Дании, мы восстановили забытое имя нашего земляка, Кутырева Анатолия Васильевича, участника Великой Отечественной войны.