Рожденный Светом
«Рожденный Светом
В Свет вернуться должен...»
Наша способность воспринимать красоту природы сродни отношению к музыке, живописи, к искусству вообще...
С начало нас занимает только красивость. Однако, достигнув определенной степени восприятия, поднявшись с одной его ступени на другую, мы вдруг начинаем постигать высшие ценности, для которых в человеческом языке еще не найдено слов. С этого момента совсем по другому относишься ко всему, что тебя окружает. Восприятие красоты природы перерастает в твоей душе в чувство Гармонии, и ты ощущаешь, как она ранима и не защищена от человеческой жестокости, варварства и хамства – высшего проявления его величества Хаоса. Но, как ни парадоксально, в этом – то и заключается смысл существования живой природы – в сопротивлении разрушению...
***
Давно удивляюсь разительности ощущений, когда вижу в старом лесу огромное дерево, вывороченное с корнями бурей и ... дерево срубленное человеком.
В первом случае тебя переполняет восхищение красотой угасания: поверженный великан, покрытый мхом, лишайниками, по крохам и щепоткам, постепенно, отдает всего себя вскормившей его земле, даруя жизнь сотням больших и маленьких существ, уходя, чтобы снова возродиться...
Срубленное дерево – своего рода убийство ради наживы... Об этом надо помнить всегда, когда берешь в руки топор.
По сути дела наши мещерские леса, поскольку они находятся в регионе удобном для вывоза древесины, можно сравнить со стадом буренок обреченных на заклание.
Однако наши ученые-экологи еще удивляются, почему Мещера так обеднела дикими животными и растениями, их разнообразием? Да потому, что Жизнь или биота, как называют ее специалисты, выполняя свое предназначение сопротивляться Хаосу, находится в Мещере в состоянии войны с человеком. Поэтому она перешла к "партизанским" методам ее ведения: растеклась, попряталась, то тут, то там создавая островки сопротивления. А мы, всем скопом, со своими ружьями, машинами, тракторами и прочими механическими монстрами, пытаемся как можно быстрее все уничтожить. Господи! Во истину велико Твое терпение!..
Мы готовы срубить лес, напилить досок и из них нагородить вокруг своих домов заборы. В то же время, заброшенные покосы и луговины зарастают кустарником, из которого можно было бы столько изгородей наплести, да и других полезных вещей...
Мы учим своих детей в школах экологии, которая в наше время уже стала обычным предметом, а вот искусству жить на Земле, вести хозяйство так, чтобы жить в ладу со своей совестью и окружающей средой – не учим.
Население области, прослышав о "плохой экологии", протестует против строительства мусорных полигонов. В то же время вокруг наших городов, сел и деревень растут стихийные свалки. Десятки тысяч тонн мусора сваливаются в водоемы. Сейчас ни в одной деревне не найдешь чистого противопожарного пруда – все завалены мусором до берегов. Пожарники свои машины вынуждены заправлять водой из водонапорных башен на центральных усадьбах бывших колхозов, а в деревнях дома горят как свечи...
На местном уровне вопрос с помойками и свалками, особо в сельской местности, не решается никак. Они стали неотъемлемой частью нашего бытия. Мы привыкли жить с ними рядом. Их "аромат" нам близок и знаком. В связи с тем, что третью часть помоек около домов и в лесах составляют пищевые отходы – в огромном количестве размножаются серые вороны и крысы, которые в наших природных экосистемах стали играть существенную роль в сокращении численности и видового разнообразия исконных, диких видов зверей и птиц. В пригородных лесах к ним прибавляются еще стаи бродячих собак...
После окончания аспирантуры я сдавал один из кандидатских экзаменов на биофаке МГУ. Там мне довелось познакомиться с известным экологом, заведующим кафедрой экологии и охраны природы Дмитрием Николаевичем Кавтарадзе. Когда разговор у нас зашел об экологическом образовании, он отметил, что нельзя в школах преподавать экологию в отрыве от практической деятельности, не показывая, каким образом полученные экологические знания можно применять на практике: в школе, на работе, в быту, на приусадебном участке.
Мы так легко перенимаем у Запада все порочные стороны его бытия и упорно не замечаем, что уют и комфортабельность, в том числе и экологическая, той жизни во многом созданы совместными общественными усилиями. В первую очередь – путем кропотливой работы всего общества по целенаправленному воспитанию у детей и у работающего взрослого населения экологически обусловленных стереотипов поведения и психологических установок, направленных на устранение противоречий между человеком и окружающей средой. Во – первых, это воспитание на бытовом уровне привычки сортировать бытовой мусор: стекло, консервные банки, пластик, полиэтилен, бумага, пищевые отходы – все раскладывается в отдельные емкости. Детей с раннего детства в начальной школе учат технике приготовления из пищевых отходов с помощью вермикультуры (технологических дождевых червей) компостов и биогумуса для удобрения клумб, газонов, увеличения плодородия почв на садовых и огородных участках. Учат создавать из плетеных заборов живые изгороди, делать из веточек карандаши и ручки, расщепляя их и вставляя грифели или стержни.
Школьников обучают приемам изготовления из отходов древесины древесного угля для отапливания домов в сельской местности. Кроме этих, чисто бытовых проблем, решаются так же проблемы этики общения с живой природой. В Англии, например, уже несколько поколений граждан воспитано на этих принципах. Люди забыли, что такое сорвать цветок на лесной поляне или поймать бабочку ради развлечения. Любительская охота и рыбная ловля постепенно были вытеснены модой наблюдать за природой: птицами, насекомыми, летучими мышами и другими дикими животными.
Каждый член общества обязан овладеть минимумом экологических знаний. Поэтому, независимо от возраста и профессии каждый рабочий и служащий, по возвращении из отпуска обязан пройти экологический тест... У нас до этого дело вряд ли дойдет. Однако уже сейчас необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе негативного и нетерпимого отношения к старым, отжившим, однако упорно насаждающимся в обществе, потребительским стереотипам отношения к природе...
Пока интеллектуальный уровень нашего взрослого населения, с точки зрения экологических проблем, такой слабенький, пока наша осведомленность о проблемах окружающей среды такая куцая и разорванная- все усилия общества должны вкладываться в систему образования школьников... Если только мы не хотим превратиться в скором будущем в изгоев на собственной земле!..
Где же выход? А выход заключается в пробуждении нашего общественного самосознания. Вывести из кризиса нашу культуру, нашу нравственность мы сможем лишь вместе, объединенными усилиями, всячески сохраняя и укрепляя связь поколений в общественном движении за сохранение дикой природы, историко – культурного наследия народа, старинной городской архитектуры, неповторимых сельских ландшафтов. Всего того, что является фундаментом нации, ее достоянием, определяющим силу и выносливость народа в его сопротивлении разрушающему действию "Ветра Времени". А сила и эта выносливость нам, а еще нашим потомкам, ох как будет нужна в третьем тысячелетии!..
"Не в блеске молний, грохотанье неба
Идет преображение людей,
А в повседневной будничной работе,
Работе и в общении с людьми...
А в мире видимых, меняющихся форм
Есть ключ, тебя ведущий в мир незримый.
Он заключает истину в себе,
Поскольку, изменяясь, неизменен
По существу. И ключ тот – Красота..."