Лесная полоса
Снова осень в мещёрской стороне… Лес в сентябре ещё не скинул своего зелёного одеяния, а как бы полинял - из насыщенного тёмно-зелёного стал прозрачно-светлым, почти салатовым. В воздухе всё гуще разливается запах грибов, настоянный на крепком концентрате из хвои, прелой травы и дождя. Да, по обочинам дорог заалела рябина – главный индикатор осеннего настроения. Унылая пора, как сказал классик. Но пройдёт неделя – другая и она превратится в «очей очарованье» - взрыв красок, вдохновение для живописца!
В это время в России принято отмечать День работников леса. В 2016-ом году этот праздник выпадает на 18 сентября.
Что же это за праздник? Прежде всего, это праздник тех, чьим рабочим «офисом» является лесная опушка, или солнечная лесная полянка, или густой ельник, словно сошедший со страниц детской книжки про бабу Ягу. Да, мало ли «кабинетов» у лесника! И величественный сосновый бор, и мелкая лесная речушка – всё нуждается в его заботе.
… когда-то именно лес играл важнейшую роль в жизни человека, давая ему и кров, и одежду, и пропитание. Недаром средняя полоса носила тогда название лесной. Здесь жили «лесные люди»…
«Меш-эрзя» - с финно-угорского «лесной человек» в славянской транскрипции звучит как «мещёра». Так звали коренных жителей нашей местности. В густых лесах племя мещёра промышляло охотой и бортничеством. Отсюда и ещё один вариант этимологии племени: «меш» - пчела.
До того, как в эти края дошёл прогресс, мещёрские леса были густо заселены разнообразной дичью, а в воздухе стоял гул от жужжания лесных пчёл. Бурый медведь – главный специалист по пчёлам – так же коренной обитатель Мещёры.
Однако с приходом цивилизации и здесь произошли большие изменения. Сначала исчезли пчёлы, потом медведи и, наконец, последние мещёрские дубравы сгорели в топках первой мировой войны.
Хотя надо отметить, что все эти антропогенные изменения произошли в Мещёре гораздо позднее, чем в остальном «цивилизованном мире». Само географическое положение долгие века спасало Мещёру от пагубного воздействия человека.
Раскинувшись равнобедренным треугольником в междуречье Оки и Клязьмы, Мещёрская низменность столетия была недосягаема для промышленного использования. Сочетание топких болот и густых лесов становилось непреодолимой преградой даже для захватчиков. Выражение «как Мамай прошёл» не относится к
Мещёре; здесь он либо заблудился бы и был растерзан мещёрским зверьём, либо утонул в болоте.
Лишь во второй половине XVIII века, благодаря указу императрицы Елизаветы, здесь стало развиваться стекольное производство. Немалую роль в этом сыграли именно нетронутые мещёрские дебри, ставшие топливом для стекловаренных печей.
Активно же эксплуатировать природные богатства Мещёры стали в начале века двадцатого. Всё это столетие прошло под девизом «Природа не храм, а мастерская!».
Наступил новый и век, и поставил перед человечеством новые задачи. Девиз нашего времени – «Сохранить то, что осталось и восстановить, то, что ещё можно восстановить!».
В Мещёре почти четверть века с поставленными задачами справляется одноимённый национальный парк. Благодаря деятельности сотрудников парка уже восстановлено почти 80% сгоревшего шесть лет назад леса. А повторное заболачивание бывших торфоразработок возвращает в исконные места обитания представителей животного мира.
Возможно, что в скором будущем здесь снова зашумят дубравы!.. Это пока мечта, но, как всякая мечта, она стремится к исполнению.
Как раз для исполнения этой мечты и выходят в лес государственные инспектора – те самые лесники – день за днём, в любую погоду. Ловят браконьеров, обезоруживают «чёрных» лесорубов, спасают попавших в беду людей и животных, тушат пожары и сажают лес.
Много ли на свете профессий столь же полезных, как профессия лесника?