Статьи

12 июля отмечает юбилей гусевской художник Роман Николаевич Аксёнов

12 июля отмечает юбилей гусевской художник Роман Николаевич Аксёнов. Он относится к плеяде замечательных художников, которые утверждали славу гусевского хрусталя, привнося в наш мир красоту, совершенство и образное богатство стекла.

Роман Николаевич родился в 1939 г. в селе Чернава Чернавского р-на Рязанской области. В 1953 г., четырнадцатилетним пареньком, окончил школу мастеров ФЗУ Гусевского хрустального завода. Тайны мастерства Роману открывал высокопрофессиональный мастер - выдувальщик Пётр Григорьевич Староверов. В бригаде с этим замечательным мастером Аксёнов проработал три года. Став бригадиром, набирает молодых ребят - выпускников ФЗУ и уже через два месяца выводит свою бригаду в передовики производства, выполнив план на 140 процентов! За высокие показатели в труде Роман Аксёнов в числе первых пяти рабочих завода получает звание Ударника Коммунистического Труда.

Несмотря на достигнутые успехи, хотелось большего: учиться, расти дальше, а любовь к рисованию, которая увлекала с детства, подсказала дальнейшую дорогу в жизни. В 1964 г. Роман Аксёнов поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова. В 1969 г., после окончания училища, возвращается на родной завод уже в новом качестве - художником по стеклу. Аксёнов активно включается в работу над созданием новых, современных образцов для производства, способных украсить быт соотечественников. В работе помогли приобретённый опыт работы с материалом, владение секретами мастерства. Изучая творческое наследие прошлого, художник вносит в проекты массовых вещей собственное видение и понимание красоты, эстетики и функциональности бытовых предметов. Среди первых проектов, освоенных в производстве - приборы для вина «Синь» (1969), «Нерль» (1970), сервиз Изморозь (1972). Новаторской работой стал сервиз Голубой» (1974), выполненный с использованием новой технологии, в основу которой положен принцип снятия внутреннего слоя по краю изделий. Удачное сочетание двух цветов - сине-голубого и чайного - давало многообразие оттенков и переходов в толще стекла.

В 1972 г. Роман Аксёнов становится членом Союза художников СССР. В 1973 г. в Московском Манеже состоялась республиканская выставка декоративного искусства, организованная Союзом художником РСФСР и рядом министерств. Гусевцы первыми в своём министерстве добились присвоения выпускаемым изделиям Государственного Знака Качества. На выставке были представлены изделия, удостоенные этого знака. Роман Аксёнов представил хрустальный набор «Масленица», предметы которого украшают искрящийся мелкий узор с одинаковым ритмическим шагом. Рисунок создает равномерное мерцание света на гранях, выявляя в серебристом блеске всю драгоценность бесцветного хрусталя. Удачной разработкой для массового производства стал комплект «Рубин» (1980), включающий фужеры, бокалы и рюмки для разных напитков. Приём глубокой спиральной грани, известный с начала XIX столетия, обрёл в нём современное звучание, остроту и свежесть. Художника увлекла работа в области создания многопредметных ансамблей из цветного хрусталя. Декоративен, ярок и по-праздничному наряден сервиз «Акварели» (1988), представленный в экспозиции Музея Хрусталя. Сочетание чистых, ярких цветов: сине-голубого, фиолетового и рубинового с нежной «бархатной» фактурой хрусталя даёт многообразие оттенков и переходов. Но особенно привлекают взгляд необычные формы предметов этого сервиза, дающие возможность различных вариаций использования одного и того же предмета. Такой приём не встречается в творчестве гусевских художников, что говорит о новаторстве, нестандартном мышлении и оригинальности идей автора.

Известно, что художники Гусевского завода стали авторами множества призов различных спортивных состязаний. Но самым первым из их числа был "Хрустальный конёк" Романа Аксёнова, который вручался победителям соревнований спортивных танцев на льду, проводимых газетой "Московские новости" в 1970-е гг. В 1989 г. Аксёнов стал автором приза VII Всероссийского фестиваля "Хрустальная лира", традиционно проходящего в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального. Оригинальные призы в форме оптической линзы, через которую просматривается гравированное изображение гуся с поднятыми в виде лиры крыльями - символа фестиваля - увезли с собой вокалисты из разных уголков Земли в России и за рубежом. В 1999 г. победителем конкурса на лучший приз международного фестиваля исполнителей русского романса, проходившего в Москве, стал Роман Аксёнов, представивший проект декоративной композиции «Русский романс». Эта изящная камерная скульптура из цветного хрусталя также экспонируется в Музее Хрусталя.

С 1970 г. Роман Николаевич вместе с коллективом художников завода, становится постоянным участником российских и международных выставок, проходивших не только в СССР, но во многих других странах: Германии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, США, Японии, Англии, Кубе, Египте.

Уже первые созданные Аксёновым авторские работы обращали внимание оригинальностью форм, новизной декоративных приёмов. Так, композиция «Цветы юбилею» (1987), посвящена 70-летию Октябрьской Революции, в своей основе имела идею воплощения в стекле символа победы - букета алых роз. К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне была создана композиция "Весна 1945 года". Работа экспонировалась на республиканской Выставке художников декоративно-прикладного искусства, проходившей в Москве в 1985 г. и была удостоена Первой премии.

Со временем одной из любимых техник художника стало гутное, лепное стекло. Живая текущая масса расплавленного стекла подвластна фантазии и воле художника. Так были созданы композиции «Космос» (1991), «Витязи (1990), «Крым» (1991). К теме космоса, проблеме разгадки тайн мироздания художник обращался на протяжении всей жизни. В числе самых интересных произведений в Музее Хрусталя – композиции «Космос» (1980) и Сотворение мира» (1988) - также выполнены в гутной технике. В композиции «Посланники мира» (2002) соединились классические способы декора: гутная техника, алмазная грань и пескоструйная обработка на бесцветном хрустале, что позволило создать эмоционально выразительное и яркое произведение. Эта работа стала украшением экспозиции «Хрусталь» г. Владимира. В числе последних впечатляющих произведений - скульптурная композиция «Миллениум». Выполненная из литых хрустальных блоков, она демонстрирует поиск новых конструктивных форм и воспринимается как «прорыв в новое измерение открытия красоты и культуры вещи». Работа экспонируется в демонстрационном зале Гусевского хрустального завода и неизменно приводит в восторг гостей и туристов.

Все годы своего творчества Роман Николаевич находился в поиске новых решений и творческого эксперимента, будь то авторские работы уникального плана, проектирование изделий массового производства, или разработка заказов в технике витража. Около полувека отдал Аксёнов хрустальному производству, из них 36 лет он проработал на заводе в должности художника. Вся жизнь, все силы и весь свой талант он посвятил волшебному и магическому материалу – стеклу. Являясь одним из художников, входивших в костяк высокопрофессиональных Мастеров «гусевской художественной школы», он вместе со всеми трудился, поднимая авторитет завода, пропагандируя на мировом рынке отечественное стекло, укрепляя славу Гусь-Хрустального - "Города мастеров стекла". Спроектированные художником изделия не теряют актуальности по сей день. Продолжают выпускаться и пользуются популярностью хрустальные рюмки, бокалы и фужеры «Сияние», ваза для цветов «Фантазия», подсвечники «Медальон» и «Ромашка» и многие другие образцы, ставшие классикой отечественного стекла. Произведения художника экспонируются в крупнейших музеях России, в галереях и частных коллекциях Украины, США, Германии, ОАЭ и ряда других стран.

Коллектив Музея Хрусталя имен Мальцовых от всей души поздравляет Романа Николаевича с юбилеем и желает крепкого здоровья, прекрасного настроения, приятных встреч и радостных событий, оптимизма и добра!

 

А.Чуканова, хранитель коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Article Poster
Экстренное объявление